ДУМБРА (думбыра), татарский традиционный музыкальный инструмент, род щипкового двух-, трех-струнного хордофона с округлым, трапециевидным или треугольным корпусом с деревянной декой.
Она имеет две струны, изготовленные и специально обра¬ботанные из скрученных овечьих кишок или грубых навощенных нитей дратвы (тегәрҗеп). Струны настраивались в кварту, реже в квинту. Общая длина инструмента 75-90 см. Татарская Д. средневе¬кового периода имела длин¬ную шейку. Была известна всем этническим группам татар (казанским, мишарям, кряшенам), а также чувашам (тумбра).
Д. широко применялась при исполнении эпических произ¬ведений (дастанов, баитов), лирических песен. Известно о применении его суфиями, например, последователями суфийского ордена Накшбандия. В число их входил Т.Ялчыгул, который оставил описание и схематический рисунок Д. Домбровый аккомпанемент применялся при исполнении произведений мусульманской духовной поэзии. Д. татар-мусульман вышла из употребления к середине 19 в. У татар-кряшен Альметьевского региона Д. вобрала некоторые элементы русской традиционной балалайки конца 19 в. и продолжала сохраняться до 1940-х; имела две модификации. Первая сохраняла преемственность со средневековой двухструнной тюркской домброй; вторая - повторяла фабричные балалайки на кустарном уровне - начала применяться в начале 20 в. Однако местные жители продолжали называть такую балалайку по старому – думбыра и исполняли в основном старинный репертуар. В настоящее время возник интерес к возрождению и применению реконструированных видов старотатарской Д. в концертной и педагогической практике образовательных учреждений и музыкальных коллективов района.
Г.Макаров
Схематический рисунок татарской домбры («думбыра бит турки») начала 19 в. Рисунок с рукописи Т.Ялчыгула.