СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ татар Альмет. р-на, характеризуются единством при сохранении многообразия терминов для одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т. д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религ. обряда бракосочетания, к-рый являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных татар-кряшен. Определ. своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно у татар-кряшен.
Для кон. 19 – нач. 20 в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределила соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной местности. Отличия были обусловлены лишь соц. причинами и заключались в разном кол-ве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и др.
В предсвадебный период во время сватовства – «жаучы килэ», «башкыда килэ», «кыз килешэ» – стороны договаривались о кол-ве и качестве даров – «мэхэр» – к-рыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили: одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины: большая – «тушэк» и меньшего размера – «ястык». Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег – «баш акча», «тарту» – к-рая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определ. кол-во продуктов – меда, масла, муки, чая, мяса для проведения свадьбы. Все это помещали в спец. сундук – «мэхэр сандыгы» – обычно с четырьмя ручками, к-рый привозили до никаха (Кама-Исмагилово, Тайсуганово, Маметьево). Этот ритуал назывался «сандык китеру» (принесение сундука). Его привозили на запряженной конями телеге, зимой – на санях. Сундук ставили на узорный палас, концы к-рого свешивали для красоты. Сверху на сундук помещали подушку, на нее – одеяло. На сундук садился жених (Маметьево). После доставки содержимого сундука в него помещали необходимые в быту вещи невесты и отправляли обратно. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как кол-во приданого невесты особо не оговаривалось. По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор (помолвку) – «аклашу», «ак биру», «килешу», «кызны сузгэ салу» и др. Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определ. предметами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть – ашъяулык, со стороны жениха – оговоренную сумму денег. Обряд, на к-рый приглашались и родственники невесты – активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.
Основная свадьба – «туй», «никах туй» – у татар-мусульман проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха – «теп кодалар». Они везли с собой «калын» (иногда его привозили накануне свадьбы или за неск. дней до нее) и угощение, состав к-рого был довольно устойчив: пара гусей, 2–4 и более пышных хлеба – «калач», «кумэч», определ. кол-во тонких сдобных лепешек – «юача», «катлама», «зэймэ», сладкие пироги и спец. свадебное лакомство «чэк-чэк» (в Альмет. р-не – баурсак). Все это складывали в особый сундук – «аш сандыгы», «кучтэнэч сандыгы» – и везли на особой подводе – «аш чанасы», «аш арбасы».
Вместе с ними приезжали 2–3 пары особо приглашенных гостей – «эндэуле»: близкие родственники жениха, обычно его старший брат, сестра или тетя, дядя. Они также везли с собой угощение. Кроме того, 1–2 пары гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали «теп кодалар». Их называли «иярчен» (присоединившиеся) или «канат» (буквально – крылья). Сторона невесты была представлена близкими родственниками, к-рые помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение – «аш белән килү», «саум», другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевкой) приезжих сватов (см. Гостевой этикет).
Свадьба начиналась с проведения религ. обряда бракосочетания – «никах», «кэбен» – по сложившемуся у татар ритуалу. Мулла в книгу регистрации брака записывал «мэхэр» – условия заключения брака. Туда входили «калын», «тарту», продукты или их стоимость и т. д., к-рые были уже переданы стороне невесты. Особо фиксировалась определ. сумма денег, к-рую в случае развода, по своей инициативе, он должен был выплатить жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту отвечали 2 свидетеля, к-рых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома). Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал молитвы из Корана, посвящ. бракосочетанию. После никаха начиналось застолье. Оно сопровождалось поднесением даров не только молодым, но и участникам свадьбы. В доме невесты свадьба продолжалась 2–3 дня. Приезжих сватов забирали к себе родственники невесты. Это называлось «туй кутэру», «туй алу» (поддержка свадьбы). Уезжая со свадьбы, родители жениха увозили с собой часть вещей из приданого невесты, к-рые были сложены в богато орнаментированную (ткачеством или вышивкой) холщовую сумку – бирнэ букчасы, «букца», «нукца». Она служила свидетельством мастерства невесты. Более зажиточные крестьяне складывали приданое в сундук, часто его содержимое развешивали для показа родственникам (Сулеево). У татар юго-вост. региона, в том числе Альмет. р-на, был известен обычай требования у жениха и его дружка подругами невесты выкупа за сундук, или бирнэ букчасы с приданым. Жених клал деньги на сундук, и в это время суженая повязывала ему фартук (алъяпкыч), а дружка опоясывала украшенным вышивкой полотенцем (егет солгесе).
После того, как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха: тщательно готовили спец. помещение для молодых, к-рое украшали самыми нарядными вещами из приданого. На следующий день, утром молодоженов отправляли в баню. Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой. Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком, обряд назывался – «кыз куенына салу». Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность въехать во двор; войти в комнату к молодой; девушкам, стелившим брачную постель, топившим баню; деревенским ребятишкам, к-рые специально приходили в дом за подарками. Обычно жених вез с собой много подарков и угощений. В 1-й свой приезд он оставался в доме невесты от 2 до 6 дней, после чего его отвозили обратно. Затем он приезжал вечером по четвергам, утром уезжал обратно. Этот период – «кияулэп йору», «бикэулэп йору» по продолжительности был различным и, как правило, зависел от семейных обстоятельств. Повсеместным был обряд – «ой киендеру» (наряжение дома) – невесткой. Обычно снимали висевшее в доме все тканевое убранство и вешали новое, из приданого невесты (палас, кашага, турлемэ, чаршау, полотенце, битяулык, ашъяулык и др.). Приглашали гостей, чтобы они оценили ее способности к рукоделию. Другой обряд – «су юлы курсэту» (показ дороги к воде). Невесту вели к роднику, с к-рого ей предстояло носить воду. Молодых родственниц, участвовавших в этом обряде, она должна была одаривать. Во время застолий в доме жениха невеста также одаривала присутствующих гостей обычно вышитыми сумочками – «янчык» (Тайсуганово). Вышитые с двух сторон сумочки она дарила молодым сватам, вышитые кукрякче – пожилым женщинам (Новое Каширово), тонкие вязаные перчатки белого и черного цвета – жениху и его дружкам (Верхняя Мактама), намазлык – свекрови и тканое браное полотенце – свекру (Маметьево). После того как невеста переезжала в дом жениха, ее приглашали в гости и водили по домам. При входе в каждый дом она дарила полотенце, вешая его на стену (Кама-Исмагилово), обычай получил название – «элу», «элеп керу» (буквально – повесить, входить, повесив). Если невеста посещала баню, то и там оставляла украшенное ею полотенце. Его сохраняли как полотенце невесты (Тайсуганово).
У татар-кряшен же венчание проводилось в церкви. Под венец молодых вели посаженные родители – «кыяматлык», выбранные из близких родственников жениха. Они становились опекунами молодой семьи и оставались таковыми на всю жизнь. После венчания молодуха селилась в их доме. Здесь ей заменяли девичий головной убор на женский – «баш бэйлэу». Из этого дома ее перевозили в дом мужа, где и проходила основная свадьба. Переезд молодой в дом мужа у всех татар назывался «килен тошеру», «арчи» и проводился, как правило, летом. Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и многие односельчане. У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невесте вывернутую шубу или подушку, приговаривая: «Токле аягын белэн, килен» (буквально – «С хорошей ноги, невестка»). Войдя в дом, невестка, по обычаю, сначала вешала полотенце. Затем молодых сажали за стол. Невеста должна была съесть горбушку хлеба с маслом и медом: по поверью, чтобы была мягкой, как масло, сладкой, как мед (то есть уживчивой, покладистой); обязательно выпить пару чашек чая. Руки молодой погружали в муку, чтоб не знала бедности, недостатка. У татар-кряшен все обряды: приезд сватов, переезд невесты в дом мужа, наряжение дома и др. – сопровождались исполнением свадебных, гостевых песен. Переезд молодой сопровождался рядом застолий как в доме родителей мужа (у татар-кряшен – основная свадьба с ритуалом показа невесты – «боркэнчек ачу»), так и его родственников. После отъезда сватов на угощение – «килен токмачы», «килен салмасы» (буквально – лапша от снохи) – собирали пожилых родственниц, соседок. Завершали же цикл свадебных трапез в целом скромные, но важные застолья. В доме невесты проводили «казан кайтару» (буквально – возвращение казана) с приглашением молодоженов, а в дом жениха приглашали родителей невестки. Только после проведения этих застолий стороны свободно, по своему усмотрению могли навещать друг друга.
Глубокие преобразования, происходившие в жизни народа в послерев. годы, материальные трудности, связанные с войнами в начале и сер. 20 в., оказали свое влияние на форму свадебных обрядов. В 1930–1960-е гг. наблюдается резкое сокращение традиционных свадебных ритуалов, появляются новые обряды. В этот период во всех татар. деревнях распространяется форма заключения брака убеганием – «ябышып чыгу», «кыз цыгарып алу», «ырлап кату». При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак. Решив жениться, юноша ставил в известность своих родителей, причем, как правило, согласовывал с ними день, когда приведет невесту в дом. Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Были случаи, когда об этом дне не знали ни те, ни другие родители. Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, с посиделок, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты в свидетели. Наутро родители или кто-нибудь из близких родственников юноши шли к родителям девушки с известием о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время к-рого проводился религ. обряд бракосочетания – никах. Позже, в определенный день, нередко приурочив его к какому-нибудь советскому празднику, в доме жениха проводили свадебный пир. В отличие от традиционной свадьбы, его проводили по-новому: с одновременным приглашением и угощением за одним столом мужчин и женщин; с песнями, плясками, шутками, и стали называть появившимся в 1920-е гг. термином «кызыл туй» (красная свадьба).
К кон. 20 в. сформировался совр. тип свадебной обрядности, в к-ром сочетаются и традиционные и новые обряды. Характерной чертой становится произвольный выбор обрядов, в к-ром основное место отводится ритуалу офиц. регистрации, организации свадебного застолья. Обычно важным является получение согласия родителей, договор о сроках и месте проведения свадьбы и др. Обе стороны готовят подарки будущим родственникам. Спец. подарок предусматривается для тех, кто помогает готовить свадебный стол. И так как подарки преподносятся от имени вступающих в брак, то их называют: «кияу булэге» – подарок зятя, «килен булэге», «бирнэ» – подарок снохи. Появление свадебной одежды: белое платье удлиненного кроя, фата, белые туфли – для девушки, темный костюм, белая рубашка – для юноши; обмен обручальными кольцами появился в кон. 1960-х гг., когда в практику гос. учреждений, оформляющих брак, вошел ритуал торжественной регистрации. В последние годы невеста все чаще облачается не в белое платье. Голову украшает головным убором, полностью прикрывающим волосы и завязанным определенным образом; жених обычно надевает темного цвета костюм с галстуком, на голову – тюбетейку. После регистрации брака участники ритуала едут в дом жениха. Сейчас принято все машины свадебного кортежа наряжать цветами, лентами, надувными шарами; объезжать село или город, посещать знаковые и памятные места (родники, монументы в честь павших и героев Великой Отеч. войны и др.). У дома жениха молодых встречают его родители, родственники. Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, кладут подушку, приговаривая: «Төкле аягың белән, килен», и прежде чем пропустить молодую в дом угощают, в зависимости от местной традиции медом, маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка (ширбәт); угощение подает на подносе мать (старшие сестры, тети) жениха. В начале 2000-х гг. появляется новый ритуал: невеста при входе в дом жениха, надевает на голову свекрови красивый платок, а на голову свекра – вышитую тюбетейку (Альметьево, Кульшарипово, Маметьево). Иногда жених заносит невесту в дом на руках. В символическом виде осуществляется и ритуал принесения в дом приданого, обычно это металлическая утварь (тазы, ведра, кумганы и др.): в старину ведро и коромысло были связаны с ритуалом «показа дороги к воде», а таз и кумган – с ритуалом мусульманского омовения. Кроме того, часто совр. невеста приносит с собой небольшой, украшенный резьбой, сувенирный сундучок. Подобная встреча молодоженов характерна, как для гордской, так и сельской местности.
С конца 1990-х отмечается новая форма обрядности, когда регистрации брака в ЗАГСе предшествует его узаконение по нормам шариата – никах. Для этого приглашают муллу и устраивают застолье. В последние годы, особенно в городах, проведение свадьбы сочетают с никахом и называют это мероприятие «никах ашы». Обычно собираются гости всех возрастов, и мулла, к-рый иногда (если торжество проводится дома) приходит с женой (абыстай), читает соответствующую молитву из Корана. Затем начинается застолье (безалкогольное), проведение к-рого сопровождает приглашенный тамада. Молодые сидят в центре стола, рядом с муллой, родители по обе стороны стола, вместе с родственниками с каждой стороны. В последние годы никах, как регистрацию брака по шариату, все чаще проводят в мечети.
Р. К. Уразманова, Ф. С. Баязитова
Свадебные обряды
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии