Сабантуй

САБАНТУЙ (с татар. буквально – праздник плуга), общенац. татар. праздник; обычно проводился до начала весеннего сева. В деревнях Альмет. р-на в старину на С. собирались после того, как горные массивы освобождались от снега. По воспоминаниям старожилов с. Бишмунча, когда снег только растаял, и вода в ямах еще не высохла (обычно в конце апреля), проводили состязание: завязывали глаза и сумевшие обойти лужи получали подарки.
Подготовка к С. начиналась заранее. Коней (йуыр­так ат) отбирали и готовили к скачкам, тренировали; подкармливали яйцами, куриными потрохами. Накануне проведения С. участвовали в обряде собирания подарков – «сорэн» (сөрән сугу, сөрән салу – с татар. буквально – дары для пашни). Примечательно, что в селах татар-кряшен (Ильтень-Бута, Калейкино, Васильевка) С. называли Сорэн (см. Восточно-Закамские татары-кряшены). В селах татар-тептярей «сорэн» являлся частью обряда «эрэпэ» (от араб. гарәфә – преддверие праздника). Накануне С. дети (мальчики) рано утром, надев праздничные рубашки, группами ходили по домам, обычно своих родственников, собирали продукты (эрэпэ жыйу) – яйца, молоко, масло, крупу, мелкий баурсак, шишара, яичный хлеб (кукэй кумэче); нек-рые дарили чак-чак, пряники (кызыл билле перэннек). Те, у кого не было яиц, дарили «зэрэ ипийе» – мелко испеченный хлеб. Все эти продукты готовили к приходу детей заранее. В дома дети заходили со словами благодарности, еду собирали с шутками, прибаутками, приговаривали: «Тутэй, эрэпэгэ биш кукэй», пели частушки. Для сбора яиц шили спец. сумки (букча). В день С. утром из собранных крупы и яиц на окраине села молодежь в большом казане варила на костре кашу (эрэпе боткасы; эрэпэ пешеру). Затем все вместе ее съедали деревянными ложками из большого блюда. Часть каши – «карга боткасы» (воронья каша) оставляли птицам (Новое Надырово). Ближе к вечеру, накануне С. или на рассвете в день С., собирали собственно «сорэн» – подарки и праздничную еду. Сбор совершали объезжавшие деревню на лошадях (атлы сорэн, жайдаклы сорэн) нарядно одетые юноши, часто с гармонями, исполняя песни (теперь чаще на автомобилях). В гривы коней вплетали разноцветные ленты. Среди подарков на С. были узорные полотенца (см. Ткачество), скатерти, салфетки, платки, мыло и др. Полотенца – битяулык (битжаулык) и узорные платки (яулык) собирали обычно в домах, где недавно появились молодые невестки. Юноши всегда заходили в дом, произнося слова благодарности. Собранные подарки завязывали на тонкие длинные шесты – «корок» – для майдана. В деревнях Елхово, Нижнее Абдулово данный обряд назывался «селге зийу» (сбор полотенец), а сам шест – «селге курасы».
Неотъемлемой частью собираемых угощений бы­ли крашенные яйца. Праздничные яйца собирали в ведра, туеса, тканевые букча. Нек-рые из собранных яиц использовали для закапывания в землю перед весенним посевом. Такие яйца называли «тирмэ, чирмэ, черемэ» (от «жир» – земля). У охранявшего их человека – «казна» – в игровой форме старались отобрать сплетенную из ивовых прутьев корзину (тубал) с яйцами. После С. яйца рассыпали по земле, закапывали в землю перед посевом для обеспечения хорошего урожая. Специально на С. готовили шишара (см. Кухня татарская). По традиции всадники подъезжали к дому и кричали: «Сабантуй шишэрэсе калдымы?» («На Сабантуй шишара осталась?»). В ответ старики с шутками перекидывали угощение через ограду (Тайсуганово). Часто одаривали пышно взбитым хлебом («кумэч»).
На протяжении многих столетий порядок проведения С. был единым для всех селений татар Альмет. р-на. Нек-рые особенности касаются диалектальных различий в названиях и в обрядах подготовки к празднику. Обычно майдан – открытая площадка для конных скачек, борьбы – курэш, народных игр и состязаний – выбирался недалеко от деревни и вод­ных источников, как правило, на лугу, открытой поляне или около горы, иногда в начале деревни – за око­лицей (укилчэ). На С. собиралась вся деревня, приходили нарядно одетые селяне; по воспоминаниям старшего поколения, раньше на С. надевали островерхие шапки. Победителям состязаний раздавались подарки; их завязывали на спец. шест, установленный в центре майдана. После состязаний устраивались застолья, песнопения, танцы; молодежь гуляла до глубокой ночи.
В советское время С. организовывали сельсоветы, устанавливая единые сроки и очередность в проведение сельских, городских, районных С. В 1992 С. включили в список законодательно утвержденных праздников; с кон. 1990‑х гг. стали проводить в мес­тах компактного проживания татар в городах РФ и за рубежом (Москва, С.-Петербург, Саратов, Самара, Тюмень, Новосибирск, Стамбул, Париж, Берлин и др.). В проведении междунар. С., как правило, участ­вуют фольклорные и самодеятельные коллективы, приглашаемые также из Альмет. р-на.
Лит.: Баязитова Ф. Әлмәт тобәге татарлары. К., 2001.
Ф. С. Баязитова, Г. Ф. Валеева-Сулейманова



Сабантуй в Альметьевске

Сабантуй в Альметьевске

Селге зийу. Сабантуй. в с. Нижнее Абдулово

Селге зийу. Празднование Сабантуя в Нижнем Абдулове

Победитель в Кореш на республиканском Сабантуе 2017 житель Альметьевска И.Налимов

Победитель скачек на Сабантуе 2006 г. в с. Тайсуганово. Фото Э. Харрасовой

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии