САЛИХОВА (Сафина) Роза Гависовна (р. 20.9.1948, д. Усы Актанышского р-на ТАССР). Драм. актриса, засл. и народная артистка РТ (1992, 1998), засл. артистка Респ. Башкортостан (1997). В 1969, будучи студенткой Альмет. музыкального уч-ща (ныне Альметьевский музыкальный колледж), была приглашена в Альметьевский татарский драматический театр на роли молодых героинь в муз.-драм. спектаклях. В те годы режиссером театра был Г. Хусаинов.
Начав с роли Асии в пьесе Т. Закирова «На подъеме» (1969), она стала играть в спектаклях, ставших легендой Альмет. театра. Ее первые роли Гульчачак («Их, уфимские девушки» И. Абдуллина, 1970), Мирандолина («Трактирщица» К. Гольдони, 1975), Шамсекамар (одноим. пьеса М. Аблиева, 1976), Наиля («Нас было двенадцать девушек» А. Гилязова, 1977), Галия («Ошибка Анны» К. Финна, 1982) были отмечены театр. критиками, как несомненный успех актрисы. Роли С. не похожи друг на друга. В каждой – искренность и правдивость, женственность, виртуозное владение голосом, тонкое перевоплощение, что позволили создать образы разных по возрасту, темпераменту, эпохам и сословиям героинь. В образе Танкабике в трагедии «В ночь лунного затмения» М. Карима С. раскрыла женщину сильную и одноврем. беспомощную. Следующяя значит. и характерная роль – Катерина в спектакле «Молодые сердца» Ф. Бурнаша (1991). Это первая возрастная роль С., в к-рой она сыграла хрупкую, слабую старушку, вставшую на защиту влюбленных. С. подвластны комедийные, лирические и драм. роли. В комедии «Скандал за сценой» Амануллы (1996) она сыграла роль измотанной жизнью и мужем доярки, создав смешной и узнаваемый зрителем характерный типаж. В спектакле «Осенний романс» по пьесе З. Хакима (2000) в роли Муршиды, жены несчастного писателя, она точно передала холодный расчет и циничный ум героини, работающей бухгалтером. Каждая роль, будь она главной или второстепенной, исполняется С. виртуозно и мастерски. Среди лучших работ актрисы: роли Резеды («Жильцы старого дома» Р. Хамида, 1979), Туганым («Банкрот» Г. Камала, 1993), Фатимы («Любишь, не любишь?» Ф. Булякова, 1995), Муниры («Соловушка моя» Г. Исхакова, 1996), Дахиры («Моя теща» Г. Хугаева), Хайрии («Эти щедрые женщины» Т. Жужэноглу) (оба – 2002), Разии («Здравствуйте» Т. Миннуллина, 2005) и др. Ее героини правдивы, лиричны, психологически тонки. С. продолжает на сцене лучшие традиции Альмет. театра; она и сегодня остается ведущей актрисой, играет главные роли в спектаклях: «Врата рая» М. Гилязова (Гайша), «Странный человек» Д. Салихова (Наиля) (оба – 2008) «Кто там?» А. Несина (2012) (Сурия), «Земля Эльзы» Я. Пулинович (2016) (Таисия Петровна) и др.
Лит.: Харрасова Э. Роза в цвету // Знамя труда. 2003. 2 дек.; Седельникова Л. В ней сразу видишь актрису // Знамя труда. 2008. 31 окт.; Гимранова Д. Салихова Роза Гависовна // Татарская энциклопедия. Т. 5. К., 2010; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Автор һәм төзүче Җ. Рәхимов. Әлмәт, 1994; Шаһиев Р. Тылсым, наз алып… // Мәдәни җомга. 2004. 19 нояб.; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014.
Л. М. Минаева
Начав с роли Асии в пьесе Т. Закирова «На подъеме» (1969), она стала играть в спектаклях, ставших легендой Альмет. театра. Ее первые роли Гульчачак («Их, уфимские девушки» И. Абдуллина, 1970), Мирандолина («Трактирщица» К. Гольдони, 1975), Шамсекамар (одноим. пьеса М. Аблиева, 1976), Наиля («Нас было двенадцать девушек» А. Гилязова, 1977), Галия («Ошибка Анны» К. Финна, 1982) были отмечены театр. критиками, как несомненный успех актрисы. Роли С. не похожи друг на друга. В каждой – искренность и правдивость, женственность, виртуозное владение голосом, тонкое перевоплощение, что позволили создать образы разных по возрасту, темпераменту, эпохам и сословиям героинь. В образе Танкабике в трагедии «В ночь лунного затмения» М. Карима С. раскрыла женщину сильную и одноврем. беспомощную. Следующяя значит. и характерная роль – Катерина в спектакле «Молодые сердца» Ф. Бурнаша (1991). Это первая возрастная роль С., в к-рой она сыграла хрупкую, слабую старушку, вставшую на защиту влюбленных. С. подвластны комедийные, лирические и драм. роли. В комедии «Скандал за сценой» Амануллы (1996) она сыграла роль измотанной жизнью и мужем доярки, создав смешной и узнаваемый зрителем характерный типаж. В спектакле «Осенний романс» по пьесе З. Хакима (2000) в роли Муршиды, жены несчастного писателя, она точно передала холодный расчет и циничный ум героини, работающей бухгалтером. Каждая роль, будь она главной или второстепенной, исполняется С. виртуозно и мастерски. Среди лучших работ актрисы: роли Резеды («Жильцы старого дома» Р. Хамида, 1979), Туганым («Банкрот» Г. Камала, 1993), Фатимы («Любишь, не любишь?» Ф. Булякова, 1995), Муниры («Соловушка моя» Г. Исхакова, 1996), Дахиры («Моя теща» Г. Хугаева), Хайрии («Эти щедрые женщины» Т. Жужэноглу) (оба – 2002), Разии («Здравствуйте» Т. Миннуллина, 2005) и др. Ее героини правдивы, лиричны, психологически тонки. С. продолжает на сцене лучшие традиции Альмет. театра; она и сегодня остается ведущей актрисой, играет главные роли в спектаклях: «Врата рая» М. Гилязова (Гайша), «Странный человек» Д. Салихова (Наиля) (оба – 2008) «Кто там?» А. Несина (2012) (Сурия), «Земля Эльзы» Я. Пулинович (2016) (Таисия Петровна) и др.
Лит.: Харрасова Э. Роза в цвету // Знамя труда. 2003. 2 дек.; Седельникова Л. В ней сразу видишь актрису // Знамя труда. 2008. 31 окт.; Гимранова Д. Салихова Роза Гависовна // Татарская энциклопедия. Т. 5. К., 2010; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Автор һәм төзүче Җ. Рәхимов. Әлмәт, 1994; Шаһиев Р. Тылсым, наз алып… // Мәдәни җомга. 2004. 19 нояб.; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014.
Л. М. Минаева