САДЫКОВА Амина Назмиевна (12.11.1926, д. Шипшек Арского кантона ТАССР, ныне Высокогорского р-на РТ – 10.1.2003, Альметьевск). Драм. актриса, засл. артистка ТАССР (1975). В 1940 окончила сельскую 7-летнюю школу. В 1942 начала работать актрисой Дубъязского колхозно-совхозного театра. В 1943–1950 в Буинском колхозно-совхозном театре. После закрытия театра вернулась в родной Дубъязский р-н; работала худож. рук. районного ДК. В 1956–95 актриса Альметьевского татарского драматического театра.
Сыграла более 100 ролей. Среди них Галима («Молодые сердца» Ф. Бурнаша, 1957), Хадича («Одумаешься, сваха» С. Кальметова, 1963), Ханзафа («Потоки», 1964), Хасби («Искры», 1969) (оба – Т. Гиззата), Ханзада («Бай и батрак» Х. Ниязи, 1968), Феризат («Муж моей жены» Г. Хугаева, 1970), Талиба («Мое преступление» Ю. Аминова, 1971), Сагида («Мелодия тальянки» Ш. Бикчурина), Шифабика («Озорная молодость» И. Абдуллина) (оба – 1972), Сафура («Проделки Сафуры» Ю. Аминова, 1975) и др. Зрителю хорошо запомнились ее героини – добрые и смешливые, отчаянные и веселые. Она часто выступала в спектаклях, поставленных по произведениям не только татар., но и узбекских, казах., русск., укр., кирг., белорусск., осетинских драматургов, и всегда умела ярко передать специфику нац. характеров. Ее сценическому образу были присущи четкий рисунок, яркая выразительность, глубокая жизненная правда, достоверность. Особенно ей удавались характерные роли в жанре комедии. Одной из ее последних сыгранных ролей была бабушка Салима в пьесе башк. драматурга Ф. Булякова «Четыре бабушки и Ахмади» (1992); за исполнение этой роли удостоена 1-й премии театр. фестиваля им. К. Тинчурина (1994) в Казани.
Награждена медалями «За трудовое отличие» (1971), «Ветеран труда» (1989).
Лит.: Әлмәт татар дәүләт драма театры. Автор һәм төзүче Җ. Рәхимов. Әлмәт, 1994; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014.
Д. А. Гимранова
Сыграла более 100 ролей. Среди них Галима («Молодые сердца» Ф. Бурнаша, 1957), Хадича («Одумаешься, сваха» С. Кальметова, 1963), Ханзафа («Потоки», 1964), Хасби («Искры», 1969) (оба – Т. Гиззата), Ханзада («Бай и батрак» Х. Ниязи, 1968), Феризат («Муж моей жены» Г. Хугаева, 1970), Талиба («Мое преступление» Ю. Аминова, 1971), Сагида («Мелодия тальянки» Ш. Бикчурина), Шифабика («Озорная молодость» И. Абдуллина) (оба – 1972), Сафура («Проделки Сафуры» Ю. Аминова, 1975) и др. Зрителю хорошо запомнились ее героини – добрые и смешливые, отчаянные и веселые. Она часто выступала в спектаклях, поставленных по произведениям не только татар., но и узбекских, казах., русск., укр., кирг., белорусск., осетинских драматургов, и всегда умела ярко передать специфику нац. характеров. Ее сценическому образу были присущи четкий рисунок, яркая выразительность, глубокая жизненная правда, достоверность. Особенно ей удавались характерные роли в жанре комедии. Одной из ее последних сыгранных ролей была бабушка Салима в пьесе башк. драматурга Ф. Булякова «Четыре бабушки и Ахмади» (1992); за исполнение этой роли удостоена 1-й премии театр. фестиваля им. К. Тинчурина (1994) в Казани.
Награждена медалями «За трудовое отличие» (1971), «Ветеран труда» (1989).
Лит.: Әлмәт татар дәүләт драма театры. Автор һәм төзүче Җ. Рәхимов. Әлмәт, 1994; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014.
Д. А. Гимранова