МАКСЮТИН Андрей Иванович (р. 29.5.1969, Альметьевск). Живописец, график. Окончил Альмет. строит. техникум (1988), педагог. отд-ние Уфимского уч-ща иск-в (1994). Чл. Союза художников РТ (2004). Работал художником-оформителем на Миннибаевском газоперераб. з-де (1995–2003). C 2003 занимается свободным творчеством.
М. – один из ведущих художников Закамья, автор станковых живописных полотен (более 50) и графических композиций (более 100) в основном тематического жанра. В живописи (кроме масляной на холсте) он обращается к старинным техникам темперы (желтковой), с использованием оргалита в качестве основы, левкаса на дереве. В графике работает в технике черно-белой и цветной линогравюры, акварели, темперы, туши. Произведения М. отражают творческое кредо художника в обращении к бытийному символико-философ. контексту. Он работает в стилистике постмодернизма, интерпретирует традиции живописи нидерландских художников (Босха, Брейгеля) с их многофигурными композициями, персонификацией добродетелей и пороков. Обращается к традициям русск. иконописи, использует ее приемы (условное плоскостное пространство, символический колорит), мотивы (горки, воды, рыбы, птицы и др.), образные каноны; заимствует опыт мастеров-сюрреалистов в использовании метафор, символов, аллегорий; стилистику агитационного пафоса и идейной образности советской живописи сталинской эпохи. Многофигурные сюжетные композиции с множеством бытовых деталей последовательно разворачиваются в условной предметно-пространственной среде городского или деревенского пейзажа, часто завершаются плоскостным «воздушным» фоном или изображением водной среды. Иносказание, ирония, иногда сарказм в интерпретации автора, проникнуты добрым отношением к изображаемой действительности. Его полотна 1990-х гг. по их содержательной значимости можно отнести к соц-арту. С 2000-х гг. внешняя соц. направленность картин переходит в русло внутр. осознания личности, появляются темы любви, познания мира, жизни и смерти и др. В раскрытии идеи своих полотен М. активно использует цвет (локальные сочетания чистых радужных оттенков, пастельные цвета в картинах позднего периода). Живопись М.: «Красная собака» (1994), «В мастерской художника», «Вавилонская блудница» (обе – 1995), «Ловящий ветер», «Скоморохи» (обе – 1997), «Автобус» (2000), «Обращение Савла» (2002), «Жуки» (2003), «Яблоко-счастье» (2005), «Поэт» (2006), «На столбе» (2007), «Портрет отца» (2012), «Море в облаках» (2013), «За победу!» (2014), «У порога открытия. Портрет ученого» (2015), «Человек и птица» (2016) и др. В линогравюрах М. отображение реальности представлено более остро, иногда гротескно, с большей долей детализации; содержание композиций почти всегда символично, умозрительно. Основные произведения: «Искушение семи дев» (1993), «Предвестник», «Гильотина» (обе – 1994), «Архангел Михаил», «Застольная» (обе – 1995), «Выход из глупости» (1996), «Под давлением» (2000), «Поэт», «Черное золото и попутный газ» (обе – 2010), «Пловцы», «Репка» (обе – 2011), «Поле чудес» (2015) и др. М. – автор икон (темпера, левкас) для иконостаса церкви Петра и Павла в Альметьевске (2000–10).
Участник выставок с 1994: молодых художников Башкортостана (1994, г. Уфа) и Татарстана (1996, гг. Казань, Набережные Челны); «Большая Волга» (2003, г. Ниж. Новгород; 2004, г. Саранск; 2013, г. Йошкар-Ола), «Золотая палитра» (открытый конкурс 2007, г. Саратов); респ. – к 100-летию Б. Урманче (1997, Казань), к 1000-летию Казани (2005, Москва, С.‑Петербург), к 70-летию Союза художников РТ (2006, Казань), совр. иск-ва РТ (2007, Казань); региональных – «Нефтяного края» (1997, 2002, Казань), художников Ю.-В. РТ (2013, г. Набережные Челны); передвижных альмет. художников (2007, гг. Альметьевск, Набережные Челны), «Арт-Сабантуй» (2013–19, Альметьевск), ежегодных городских выставок Альметьевска (с 1995) и др.
Персональные выставки: в Альметьевске (1995, 2000, 2015), Лениногорске (2001), Казани (2004, в составе группы «Око» совм. с В. Ю. Терентьевым, А. Ежковым; 2016, совм. с М. Пивоваровым), Елабуге (2011, «Голос друга»). Произведения находятся в Гос. музее изобразительных иск-в РТ, Альметьевской картинной галерее, частных коллекциях.
Лит.: Ахсанова С. Новые имена в изобразительном искусстве города // Знамя труда. 1995. 28 марта; Вакатова А. Этот непростой мир художника // Газопереработчик Татарстана. 1995. 12 окт.; Чеков А. Осознанная необходимость Андрея Максютина. // Знамя труда. 2003. 27 сент.; Пахомова Л. Мастер гравюры // Сайт Министерства культуры РФ. 2011. 9 марта.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова
М. – один из ведущих художников Закамья, автор станковых живописных полотен (более 50) и графических композиций (более 100) в основном тематического жанра. В живописи (кроме масляной на холсте) он обращается к старинным техникам темперы (желтковой), с использованием оргалита в качестве основы, левкаса на дереве. В графике работает в технике черно-белой и цветной линогравюры, акварели, темперы, туши. Произведения М. отражают творческое кредо художника в обращении к бытийному символико-философ. контексту. Он работает в стилистике постмодернизма, интерпретирует традиции живописи нидерландских художников (Босха, Брейгеля) с их многофигурными композициями, персонификацией добродетелей и пороков. Обращается к традициям русск. иконописи, использует ее приемы (условное плоскостное пространство, символический колорит), мотивы (горки, воды, рыбы, птицы и др.), образные каноны; заимствует опыт мастеров-сюрреалистов в использовании метафор, символов, аллегорий; стилистику агитационного пафоса и идейной образности советской живописи сталинской эпохи. Многофигурные сюжетные композиции с множеством бытовых деталей последовательно разворачиваются в условной предметно-пространственной среде городского или деревенского пейзажа, часто завершаются плоскостным «воздушным» фоном или изображением водной среды. Иносказание, ирония, иногда сарказм в интерпретации автора, проникнуты добрым отношением к изображаемой действительности. Его полотна 1990-х гг. по их содержательной значимости можно отнести к соц-арту. С 2000-х гг. внешняя соц. направленность картин переходит в русло внутр. осознания личности, появляются темы любви, познания мира, жизни и смерти и др. В раскрытии идеи своих полотен М. активно использует цвет (локальные сочетания чистых радужных оттенков, пастельные цвета в картинах позднего периода). Живопись М.: «Красная собака» (1994), «В мастерской художника», «Вавилонская блудница» (обе – 1995), «Ловящий ветер», «Скоморохи» (обе – 1997), «Автобус» (2000), «Обращение Савла» (2002), «Жуки» (2003), «Яблоко-счастье» (2005), «Поэт» (2006), «На столбе» (2007), «Портрет отца» (2012), «Море в облаках» (2013), «За победу!» (2014), «У порога открытия. Портрет ученого» (2015), «Человек и птица» (2016) и др. В линогравюрах М. отображение реальности представлено более остро, иногда гротескно, с большей долей детализации; содержание композиций почти всегда символично, умозрительно. Основные произведения: «Искушение семи дев» (1993), «Предвестник», «Гильотина» (обе – 1994), «Архангел Михаил», «Застольная» (обе – 1995), «Выход из глупости» (1996), «Под давлением» (2000), «Поэт», «Черное золото и попутный газ» (обе – 2010), «Пловцы», «Репка» (обе – 2011), «Поле чудес» (2015) и др. М. – автор икон (темпера, левкас) для иконостаса церкви Петра и Павла в Альметьевске (2000–10).
Участник выставок с 1994: молодых художников Башкортостана (1994, г. Уфа) и Татарстана (1996, гг. Казань, Набережные Челны); «Большая Волга» (2003, г. Ниж. Новгород; 2004, г. Саранск; 2013, г. Йошкар-Ола), «Золотая палитра» (открытый конкурс 2007, г. Саратов); респ. – к 100-летию Б. Урманче (1997, Казань), к 1000-летию Казани (2005, Москва, С.‑Петербург), к 70-летию Союза художников РТ (2006, Казань), совр. иск-ва РТ (2007, Казань); региональных – «Нефтяного края» (1997, 2002, Казань), художников Ю.-В. РТ (2013, г. Набережные Челны); передвижных альмет. художников (2007, гг. Альметьевск, Набережные Челны), «Арт-Сабантуй» (2013–19, Альметьевск), ежегодных городских выставок Альметьевска (с 1995) и др.
Персональные выставки: в Альметьевске (1995, 2000, 2015), Лениногорске (2001), Казани (2004, в составе группы «Око» совм. с В. Ю. Терентьевым, А. Ежковым; 2016, совм. с М. Пивоваровым), Елабуге (2011, «Голос друга»). Произведения находятся в Гос. музее изобразительных иск-в РТ, Альметьевской картинной галерее, частных коллекциях.
Лит.: Ахсанова С. Новые имена в изобразительном искусстве города // Знамя труда. 1995. 28 марта; Вакатова А. Этот непростой мир художника // Газопереработчик Татарстана. 1995. 12 окт.; Чеков А. Осознанная необходимость Андрея Максютина. // Знамя труда. 2003. 27 сент.; Пахомова Л. Мастер гравюры // Сайт Министерства культуры РФ. 2011. 9 марта.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова