ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА, область пластических искусств, включающая живопись, скульптуру, графику. Становление видов и жанров И.и. в Альмет. р-не связано с творчеством проф. художников, получивших образование в средне-спец. и высших учебных заведениях, а также с деятельностью Союза художников РТ, организованного с целью развития И.и. в юго-восточном регионе – Бугульминского филиала Татар. худож. фонда (с 1958), Лениногорского худож.-педагог. уч-ща (с 1961). В Альметьевске 1-я худож. школа была открыта в 1962; в наст. время работают 2 городские. школы и 2 школы иск-в (одна – в с. Калейкино). Центром пропаганды и развития И.и. в регионе является Альметьевская картинная галерея. Формирование творческого коллектива местных художников происходило в кон. 1950-х – начале 60-х с приездом выпускников Казан. худож. уч-ща: Р. А. Агафонова, А. М. Вагина, А. Ф. Косолапова, В. А. Черницына, выпускника Моск. худож. ин-та им. В. И. Сурикова казан. живописца Х. Х. Хайдарова (1961–62), художника Г. А. Стефановского. В 1954–58 в городах нефт. края, в том числе в Альметьевске работал известный казан. художник Х.-М. Казаков. В 1960–80-е гг. вклад в развитие И. и. внесли: Э. Бусова, Х. Гимазетдинов, родившийся в Бугульме советский и рос. художник Р. Т. Сафиуллин (жил в Альметьевске в 1968–70-е гг.); лениногорские художники: А. Горюнов, О. Кульпин, Д. Садретдинов, А. Юдин; бугульминские – Ф. Корнилов, Р. Круглякова (жила в Альметьевске до 1973), И. Насретдинов, Н. Осокин. Важную роль в становлении И.и. в Альметьевске сыграл М. Хаертдинов, заложивший основы худож. образования в регионе (1-й директор худож. школы и педагог. уч-ща в Лениногорске). У истоков формирования альмет. живописной школы стояли: В. И. Бушурова, Н. М. Горланов, Р. М. Марданшин, Г. А. Стефановский, Ф. Х. Хуснуллин и др. В наст. время И.и. представляют живописцы и графики, выпускники Лениногорского педагог. уч-ща: Р. В. Гумеров, Л. Н. Качалова, А. И. Максютин, В. В. Нагавкин, Н. С. Петров, В. Ф. Пиянзин, М. М. Саитов, В. Ю. Терентьев и др.; нек-рые из них окончили высшие худож. учебные заведения.
Из видов И.и. преобладающее развитие получила станковая живопись и один из ее жанров – пейзаж: индустриальный (тема нефт. края), видовой и городской (А. Вагин, Н. Горланов, Р. Гумеров, А. Косолапов, Р. Марданшин, М. Минязов, Н. Петров, В. Пиянзин, М. Саитов, Г. Стефановский, В. Терентьев, В. Черницын и др.). Важное место занимает тематическая картина (А. Максютин, В. Пиянзин, М. Саитов, В. Терентьев и др.). Актуальным соц.-нравственным темам посвящены живописные полотна рано ушедшего из жизни Т. А. Шайхуллина (1954–2000): триптих «Быть или не быть» (1990-е гг.), «Изге кич» (1998) и др. Развиваются жанры портрета (Р. Гумеров, В. Нагавкин и др.), натюрморта (Ф. Аглямова, В. Бушурова, Р. Гумеров, В. Пиянзин, Л. Субханкулова, В. Терентьев и др.). В области графики в кон. 1950 – начале 60-х гг. активно работал В. А. Черницын, автор линогравюр (серия «По дорогам Татарии»), офортов (серии «Волгоград», «Лениногорск. Лесопарк», «Бугульма. Центр»), акварелей, книжной иллюстрации (заставки к роману А. Абсалямова «Орлята» и др.), сатирических рисунков в ж. «Чаян». Начиная с 1970-х гг. развиваются гравюра (В. Безрученко), акварель (Э. Бусова, А. Гаряева, В. Герасимова, М. Нурутдинова, А. Шалашов), рисунок (В. Бушуров, В. Нагавкин). С 1990-х гг. в области жанровой линогравюры и темперы работает А. Максютин («Путешественники с другого берега», «Предвестник», «Дверь из глупости», все – 1990-е гг.), жанрового рисунка – А. Ежков, акварели – Н. Петров и др. В 2004 А. Ежков, А. Максютин, В. Терентьев создали творческую группу «ОКО». Их произведения (станковая живопись и графика) были объединены идеями «нового искусства», соц.-философ. осмысления бытия, освобождения худож. языка от рутины «соцреализма» и академизма. Первые выставки состоялись в Альметьевске и Казани (2004).
Основы региональной скульпт. школы в нефт. крае заложил Р. А. Агафонов. Его произведения, посвящ. истории и современности нефт. края, являются составной частью архит.-пространств. среды города, они украшают парки, площади, фасады и интерьеры обществ. зданий Альметьевска. Становление дизайна архит. и худож.-пространств. среды Альметьевска связано с именем его гл. художника Р. Р. Курамшина (см. Монументально-декоративное искусство). Автором архит.-скульпт. ансамблей и оформления культовых зданий (мечетей) в селах Альмет. р-на является художник-самоучка С. Я. Фархетдинов.
Большую роль в творческом развитии деятелей И.и. играют выставки художественные (с 1963).
Лит.: Выставка произведений художников Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска в честь 22 съезда КПСС. Живопись, графика, скульптура. Каталог. Бугульма, 1962; Выставка произведений художников Альметьевска. Каталог произведений живописи, графики, скульптуры, театрально-декоративного и прикладного искусства. Альметьевск, 1963; Червонная С. М. Искусство Советской Татарии. М., 1978, Ларин В., Мантанский А. Художественная выставка // Знамя труда. 1979. 1 фев.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Изобразительные искусства
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии