КУЗАЕВА Дамира Назмизяновна (16.5.1948, д. Тюндюк Бардымского р-на Молотовской, ныне Пермской, обл. – 18.12.1993, Альметьевск). Драм. актриса, засл. и народная артистка ТАССР (1976, 1984). С 1964 в Альметьевском татарском драматическом театре. Одноврем. училась в студии при театре у Г. Юсупова. Первые сыгранные ею роли: София («Муж моей жены» Г. Хугаева), Зубаржат («В ночь лунного затмения» М. Карима). В 1968 была направлена на учебу в Казан. театр. уч-ще (курс реж. М. Х. Салимжанова), после окончания к-рого в 1970 вернулась в Альмет. театр. Была ведущей актрисой, сыграла ряд значит. ролей, среди к-рых: Мирандолина («Трактирщица» К. Гольдони), Гафия («Белый калфак» М. Файзи), Нина Снежко («Барабанщица» А. Салынского), Майя («Их, уфимские девчонки» И. Абдуллина) и др.
«Отдать душу искусству», – эти слова стали девизом актрисы, посвятившей себя театру. Природный талант, внешние данные, богатство внутреннего мира позволили К. с одинаковым мастерством исполнять роли и ловкого парнишки, и столетней старушки. В женских ролях она проявила себя как актриса романтического плана, раскрыв сложный духовный мир героинь, внутренний драматизм, глубину человеческих чувств: Алиман (1971), Толганай (1977) («Материнское поле» Ч. Айтматова), Файруза («Пожар» Ш. Шахгали). Самобытность, многогранность дарования К. проявились при создании образа учительницы Фаузии в дилогии А. Гилязова «Если очень затоскуешь» и «Отец поет и плачет…», написанной драматургом специально для К. Народное признание К. получила, создав образ Мадины в спектакле Т. Миннуллина «Если нет луны, есть звезды» (за эту роль удостоена Гос. премии ТАССР им. Г. Тукая, 1979).
К. пробовала себя в режиссуре, осуществила на сцене Альмет. театра постановки «Жених и невеста» М. Байджиева (1980), «Комната для собаки» Р. Мингалима (1982), «Пыль у большой дороги» Р. Хамида (1988).
Лауреат всерос. и респ. театр. фестивалей (2-я и 1-я премии за роль Н. Снежко в спектакле «Барабанщица» А. Салынского, 1977). Одна из улиц в микрор-не Урсала названа ее именем (2004).
Лит.: Соседи // Театр. 1972. № 10; Барабанщица // Знамя труда. 1974. 17 дек.; Творческий взлет // Знамя труда. 1976. 17 нояб.; Сөләймәнова С. Туган йорт // Идел. 1972. № 3; Рахимов Җ. Әлмәт татар дәүләт драма театры. 50 ел. Әлмәт, 1994; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014.
Д. А. Гимранова
«Отдать душу искусству», – эти слова стали девизом актрисы, посвятившей себя театру. Природный талант, внешние данные, богатство внутреннего мира позволили К. с одинаковым мастерством исполнять роли и ловкого парнишки, и столетней старушки. В женских ролях она проявила себя как актриса романтического плана, раскрыв сложный духовный мир героинь, внутренний драматизм, глубину человеческих чувств: Алиман (1971), Толганай (1977) («Материнское поле» Ч. Айтматова), Файруза («Пожар» Ш. Шахгали). Самобытность, многогранность дарования К. проявились при создании образа учительницы Фаузии в дилогии А. Гилязова «Если очень затоскуешь» и «Отец поет и плачет…», написанной драматургом специально для К. Народное признание К. получила, создав образ Мадины в спектакле Т. Миннуллина «Если нет луны, есть звезды» (за эту роль удостоена Гос. премии ТАССР им. Г. Тукая, 1979).
К. пробовала себя в режиссуре, осуществила на сцене Альмет. театра постановки «Жених и невеста» М. Байджиева (1980), «Комната для собаки» Р. Мингалима (1982), «Пыль у большой дороги» Р. Хамида (1988).
Лауреат всерос. и респ. театр. фестивалей (2-я и 1-я премии за роль Н. Снежко в спектакле «Барабанщица» А. Салынского, 1977). Одна из улиц в микрор-не Урсала названа ее именем (2004).
Лит.: Соседи // Театр. 1972. № 10; Барабанщица // Знамя труда. 1974. 17 дек.; Творческий взлет // Знамя труда. 1976. 17 нояб.; Сөләймәнова С. Туган йорт // Идел. 1972. № 3; Рахимов Җ. Әлмәт татар дәүләт драма театры. 50 ел. Әлмәт, 1994; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014.
Д. А. Гимранова