ХАРИСОВА Асия Гаптелхаковна

ХАРИСОВА Асия Гаптелхаковна (р. 19.8.1965, д. Ку­зякино Актанышского р-на ТАССР). Драм. акт­ри­са, засл. ар­тистка РТ (2014). Окончила Елабужское культ.-про­свет. уч-ще (1984), Казан. театр. уч-ще (2005, заочно). С 1985 в Альметьевском татарском дра­матическом театре, одноврем., с 2011, зав. труппой.
В начале актерской карьеры сыграла роли молодых девушек и сказочных персонажей: Шурале («Сказка дремучего леса» Р. Мингалима), Орина («Здравствуйте, будем знакомы» Р. Мингалима) (оба – ​1985), Махира («Молодые сердца» Ф. Бурнаша, 1991), Нагима («Дом, проклятый Богом» Д. Салихова, 1992), Карима («Девушки нашего села» Ф. Садриева, 1995), Шуралия («Душенька моя» Т. Миннуллина, 1996) и др., что помогло Х. обрести чувство внутренней свободы, постигнуть импровизационный стиль игры. Позже в творческий актив Х. вошла галерея образов т. н. людей из народа, простых, добродушных, незамысловатых в своем отношении к жизни: Хуббиниса («Ищем жениха для дочери» С. Вильдановой, 1994), Бибиасма («Эх, сам бог велел» Г. Каюмова, 1997), Шамсия («Возмездие» Д. Салихова, 1998), Саима («Тальянка» Ш. Бикчурина, 2003). Х. достаточно жес­та, лукавого прищура глаз, чтобы передать скрытые черты в характере героинь. Ее природная экспрессивность, безраздельное растворение в образе, заразительность убедительны в любой роли. Этапной в ее творчестве следует считать роль Дильбар в спектакле «Роковая тайна» Р. Кинзябаева (2000), где Х. талантливо раскрыла эмоциональное состояние женщины, познавшей любовь и предательство. В роли Лутфии («Свадебное платье» М. Гилязова, 2006) во второстепенной, на первый взгляд, роли Х., благодаря его детальной разработке, создала яркий запоминающийся образ. В спектакле «Мамуля» С. Белова (2007) в роли Эльмиры она блистательно раскрыла многогранный и цельный образ, соединив психол. глубину и тонкий юмор. Столь же выразительна и жизнелюбива ее старушка Сабира в музыкальной комедии «Похищение девушки» М. Карима (2006). В образах Гульбану («Капризный жених» К. Тинчурина, 2011), Сафуры («Смелые девушки» Т. Гиззата, 2013) традиционная фольклорность сочетается с пародийной иронией. Рузия («Запах полыни» И. Зайниева, 2013), Айдай («Беглецы» Н. Исанбета), Марьям («Танец любви» Р. Сабыра) (оба – ​2016) – ​заметные актерские работы Х. последнего времени.
Лауреат 4-го респ. театр. фестиваля им. К. Тинчурина (1996) в номинации «Лучшая эпизодическая роль» (Гизельбанат в спектакле «Судьба татарки» Г. Ибрагимова, 1995).
Лит.: Игламов Р. Испытание временем. К., 2007; Седельникова Л. Мое счастье в маленьких ролях // Знамя труда. 2015. 5 нояб.; Гыйльметдинова З. Ка­дерле кадр // Сәхнә. 2011. Сент.; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014; Сәхнә биеклегендә калу // Мәдәни җомга. 2014. 12 дек.; Театр минем өчен бердәнбер һәм гомерлек // Сәхнә. 2015. окт.
Л. М. Минаева

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии