ФАХРЕДДИН Ризаэддин

ФАХРЕДДИН Ризаэддин (Риза) (4.1.1859, с. Кичучатово – ​12.4.1936, г. Уфа). Татар. ученый-просветитель, педагог, религ. и обществ. дея­тель, муфтий. Его род происходит от татар. беков и мурз времен Казан. ханства. История семьи Ф. берет на­чало от имама мечети с. Кичучатово Юлдаша бин Ишкая (1690–1762), выходца из д. Шырдан (ныне с. Большие Ширданы Зеленодольского р-на РТ), к-рый вмес­те с семьей (четырьмя сыновьями и двумя внуками), а также другими родственниками и сельчанами, спасаясь насильственного крещения, обос­новался сначала близ д. Федотовка, затем, в 1746, – ​в д. Каркали (обе ныне в Лениногорском р-не). В 1747 переселился в Кичучатово. Согласно материалам ревизии 1762, Юлдаш бин Ишкай был записан в сословие тептярей. В 1855 представители данного сословия были формально переписаны в списках в сословие башкирцев. Этим объясняется собственноручная запись Ф. (от 31 января 1919) в графе о социальном по­ло­жении: «типтэр (башкорт)». Ф. составил свою родословную, к-рая хранится вместе с другими более 40 генеалогиями, собранными в фондах Ин-та востоковедения в С.‑Петербурге. В последние годы она была дополнена новыми материалами и архивными данными.
Ф. вырос в религ. и образованной семье. Он был 5-м ребенком из 11 детей. Мать Ф. – ​Магуба Рамкулова (1821–73) была дочерью имама с. Старое Иштеряково Бугульминского у. (ныне в Лениногорском р-не). Начальное образование получил в медресе своего отца, имам-хатиба Кичучатовской мечети 1-го прихода, Фахреддина ибн Сайфетдина ибн Субханкула (1819–91) (см. Кичучатово села мечети). С 1867, вместе с дядей Г. И. Карими, начал учиться в мед­ре­се при мечети 1-го прихода г. Чистополь у шейха За­ки­ра-ишана Камалова, в 1869–89 – ​в медресе с. Ниж. Чершилы (ныне в Лениногорском р-не). Будучи шакирдом, в последние годы учебы преподавал в начальных классах медресе. Тогда же заинтересовался творчеством основоположников мусульманской реформации Г. Курсави, Дж. Афгани, М. Абдо, выписывал газ. «Терджиман» («Переводчик»). В 1886 он встретился с Ш. Марджани в Казани, в 1888 – ​с Дж. Афгани в Петербурге. В эти годы им были написаны учебно-методические пособия по араб. языку, мусульманскому праву и этике – ​«Китабәт-тасрыйф» («Книга по морфологии», 1887), «Китаб әль-игътибар» («Книга о внимании», 1888), «Китабе мокаддимә.Әттахрирель-мосаффа» («Введение в мусульманскую юриспруденцию», 1888), «Тәрбияле бала» («Воспитанный ребенок», 1889); они были опубликованы в 1887–88 в Казани.
В 1889–91 Ф. служил имам-хатибом мечети с. Иль­бяково (ныне в Азнакаевском р-не). В 1891, после кончины отца, был избран имамом с. Кичучатово. Однако в том же году, по приглашению муфтия М. Султанова, Ф. избирается заседателем и кади (судья по мусульманскому праву) Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС) в Уфе. Здесь Ф. изучает и систематизирует источники, собранные в архиве ОМДС, положив начало их археографической обработке, публикует наиб. ценные документы.
В 1906, после неудавшейся реформы ОМДС, Ф. покидает пост кадия и по приглашению братьев Рамиевых переезжает в г. Оренбург, где 2 года был помощником редактора газ. «Вакыт» (гл. редактор – ​Ф. Г. Карими) и одноврем., в 1906–08, руководил медресе «Хусаиния»; в 1907–17 – гл. редактор обществ.-полит. и литературно-истор. ж. «Шура». В журнале была опуб­ликованы 179 биографических статей Ф. о деятелях мусульманской культуры, его исследования по истории и культуре татар. народа, статьи в защиту идеи истор. преемственности Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казан. ханства, булгарского происхождения казан. татар. Интерес Ф. к истор.-биографическому жанру выразился в его многотомном (при жизни Ф. было издано лишь 2 тома) биобиблиографическом своде «Асар» («Вехи» или «Следы»). В 1-й том (Казань, 1900) включены 666, во 2-й (Оренбург, 1908) – ​343 биографии известных татар. мусульманских деятелей (все 4 тома изданы лишь в 2006–10 фондом «Рухият»). Этот труд принес Ф. широкое признание, в том числе в среде ученых-востоковедов. Кроме того, в эти годы были опубликованы серии книг «Мәшһүр ирләр» («Знаменитые мужи») об известных деятелях исламского мира – ​Ибн Рушде (1905), аль-Магари (1908), аль-Газали, Ибн аль-Араби (1909), Ибн Таймии (1911); книги о путешествиях Ибн Фадлана (1915), Ибн Баттуты (1917). Им были написаны более десятка трудов, посвященных морально-нравственному воспитанию: «Воспитанная мать» (1898), «Воспитанная жена» (1899), «Назидания» (1903), «Семья» (1907) и др. Много внимания Ф. уделил положению женщины в исламе: в книгах «Мәшхүр хатыннар» («Знаменитые женщины», 1903), в повестях «Салима, или Целомудрие» (1899) и «Асма, или Деяние и кара» (1903) представил идеальный образ по-европейски образованной женщины-мусульманки.
В 1918, после закрытия большевиками ж. «Шура» в мае того же года, на Всерос. мусульманском съезде в Москве Ф. вновь избирается кади Центр. Духовного управ-ния мусульман России (ЦДУМ), в 1918 переезжает из Оренбурга в Уфу. В конце 1921, после смерти муфтия Г. Баруди, его назначают исполняющим обязанности, в 1923 избирают муфтием ЦДУМ России и Сибири.
Ф. многое сделал для сохранения духовного нас­ледия и практики ислама в СССР; как видный мусульманский теолог, идеолог реформирования и модернизации ислама заслужил признание во всем мусульманском мире; призывал к рационалистичес­кому мышлению. Религ. взгляды Ф. раскрываются в книгах «Дини вә иҗтимагый мәсьәләләр» («Религиозные и общественные проблемы», 1914) и «Җәвәмигуль кәлим шәрехе» («Комментарии к изречениям пророка Мухаммеда», 1916). Всего им было опубликовано 52 книги (переиздано 148), около 700 статей, подготовлено более 100 томов рукописных трудов.
Ф. поддерживал тесные связи с учеными из разных стран – ​востоковедами-академиками В. Бартольдом, И. Крачковским, А. Самойловичем, переписывался с учеными мусульманских стран, Канады, Японии, Испании, Китая, Франции, США, Германии и др. В сентябре 1925, по приглашению президиума Академии наук СССР принял участие в торжествах, посвящ. 200-летию академии. В 1926 возглавил делегацию СССР в Саудовскую Аравию на Всемирный конгресс мусульман в Мекке. В 1928, в связи с гонениями на ислам, закрытием мечетей и репрессиями духовных лиц, он обратился в Президиум ВЦИК с письмом на имя М. И. Калинина о необходимости сохранения исламских ин-тов в СССР. Ф. умер за несколько месяцев до массовых арестов руководителей ЦДУМ. Похоронен на мусульманском кладбище в Уфе. В с. Кичучатово в 1995 открыт Фахреддина Ризаэддина Мемориальный музей. Его имя носят Кичучатовская мечеть (построена в 1992; арх. С. Я. Фархетдинов), мечеть центральная Альметьевска, Аль­меть­евское исламское медресе, Гимназия № 1 (бывш. татар. гимназия № 1) в Альметьевске. Именем Ф. названы улицы в Альметьевске (в 1994), Лениногорске (в 2009), Чистополе (в 2013), Казани (в 2015). В 2005 в РТ учреждена ежегодная премия им. Р. Фахреддина за достижения в сфере нац. образования и педагог. воспитания; с 2004 проводятся респ. педагог. чтения, посвящ. изу­чению творческого наследия Ф.
Лит.: Айнутдинова Л. М. Фахретдин Ризаэт­дин // Татарская энциклопедия. Т. 6. К., 2014; Әх­мәт­җанов М. Риза Фәхретдинов шәҗәрәсе // Казан утлары. 1984. № 1; Каримов Т. Р. Фәхреддинов шә­җә­рәсе // Казан утлары. 1994. № 4; Ризаэтдин Фах­ретдин. Фәнни-биографик җыентык. К., 1999; Ризаэддин Фахреддин: Мирасы һәм хәзерге заман. К., 2003; Ризаэддин Фәхреддин: Кәгазь өстендә калган исем – ​бетмәс гомердер // Ризаэддин Фахреддин: Жизнь длиною в вечность. К.: Рухият, 2014.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова


Р.Фахреддин с семьей

Р.Фахреддин (в центре) в кругу татарских интеллектуалов. Рядом сидят слева Ф.Карими; справа З.Рамиев

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии