ТАГИРОВ Рафик Рустамович (р. 9.5.1966, д. Ниж. Арбаш Кукморского р-на ТАССР). Драм. актер, засл. и народный артист РТ (1995, 2012). После окончания в 1985 отд-ния актера театра кукол Казан. театр. уч-ща работал в Казан. кукольном театре. С августа 1987 в труппе Альметьевского татарского драматического театра. Одноврем. окончил отд-ние татар. языка и лит-ры Казан. ун-та (1994, заочно).
Т. – один из ведущих актеров театра, создал на сцене яркие образы стилевого и жанрового многообразия. Актер глубокого психол. плана, тонких душевных переживаний, владеющий импровизационным даром и большим обаянием. Созданные им образы отличаются глубокой правдой чувств, эмоциональной открытостью, убедительностью. В одной из первых ролей – Зулькарнай («Озорная молодость» И. Абдуллина, 1988) он сыграл деревенского паренька-балагура, обаятельного, искреннего, наполненного любовью к своим близким. За этой ролью последовали подобные по образу сценические герои, где Т. смог выразить возвышенное, романтическое начало: Камиль («Лунные вечера Айсылу» И. Абдуллина, 1994) – несгибаемый честный, бесстрашный рубаха-парень, восторженно влюбленный в Айсылу, покорил зрителей искренностью чувств. Из наиб. значит. ролей Т.: Сунгат («Без ветрил» К. Тинчурина, 1984), Ансар («Соленый мед» Ф. Садриева, 1988), Хайрутдин («Молодые сердца» Ф. Бурнаша, 1991), Айрат («Дороги обрываются у обрыва» Н. Гаитбаева, 1992), Акъегет («Ночь лунного затмения» М. Карима, 1993), Гофран («Жениться не грех» Р. Хамида, 1996), Багави («Беглецы» Н. Исанбета, 2016) и др. В спектакле ««Душа моя» Г. Каюмова (1998) в образе Карима, сыгранном Т., на первом плане пережитые героем печальные чувства, его оценки прошлого, актер создает романтический образ, выражающий грустную песню о любви. В драме Т. Миннуллина «Любовница» (1998) актер воплощает образ Хазрата (духовный сан в исламе) как неординарного философа. Т. присущ дар перевоплощения, ему не чужды сатирические, комедийные образы. В драме «Возмездие» Д. Салихова (1998) он сыграл Арслана, одного из лидеров советской власти, быстро переродившегося в лидера новой жизни. В роли Вазира в «Неспетой песне» М. Карима (2000) Т. воплощает образ карьериста, умело обнажая личность сугубо делового человека. Острокомедийное дарование Т. раскрылось в роли Сиразетдина в комедии Г. Камала «Банкрот» (1993). В последние годы мастерски проявил себя в таких разноплановых ролях, как: Гакиф («Островок любви» З. Хакима, 2009), Ахмет и Хызр Ильяс («Ашик Кериб» М. Лермонтова, 2010), Сафар («Запах полыни» И. Зайниева), Байтиряк («Смелые девушки» Т. Гиззата), Отец невесты («Мещанская свадьба» Б. Брехта), Лоренцо («Ромео и Джульетта» У. Шекспира) (все – 2013), Первый Бог, дедушка («Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта, 2015), Вакиф («Мир тесен» З. Хакима, 2016), Жеронт («Лекарь поневоле» Мольера, 2017).
Победитель конкурса и лауреат премии Мин-ва культуры РТ «Тантана» («Триумф») за лучшую мужскую роль (Микулай в одноим. пьесе М. Гилязова) в 2020, лауреат премии Мин-ва культуры РТ и фонда «Джиен» им. Д. Сиразиева (2011); приз в номинации «За лучшую мужскую роль» на респ. фестивале им. К. Тинчурина (1992) за роль Хайретдина в пьесе Ф. Бурнаша «Молодые сердца» (1992); приз жюри фестиваля театров Закамского региона за роль Наби в пьесе Ш. Бикчурина «Мелодия тальянки» (2003).
Лит.: Седельникова Л. 9 мая для меня вдвойне светлый день // Знамя труда. 2016. № 33. 11 мая; Гыймранова Д. Күңел диңгезендә йөзүче… // Сәхнә. 2002. март; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014; Ногманова Р. Рафик Таһиров: Мин тырыш, дуамал һәм сабыр // Әлмәт таңнары. 2016. № 31. 29 апр.
Л. М. Минаева
Т. – один из ведущих актеров театра, создал на сцене яркие образы стилевого и жанрового многообразия. Актер глубокого психол. плана, тонких душевных переживаний, владеющий импровизационным даром и большим обаянием. Созданные им образы отличаются глубокой правдой чувств, эмоциональной открытостью, убедительностью. В одной из первых ролей – Зулькарнай («Озорная молодость» И. Абдуллина, 1988) он сыграл деревенского паренька-балагура, обаятельного, искреннего, наполненного любовью к своим близким. За этой ролью последовали подобные по образу сценические герои, где Т. смог выразить возвышенное, романтическое начало: Камиль («Лунные вечера Айсылу» И. Абдуллина, 1994) – несгибаемый честный, бесстрашный рубаха-парень, восторженно влюбленный в Айсылу, покорил зрителей искренностью чувств. Из наиб. значит. ролей Т.: Сунгат («Без ветрил» К. Тинчурина, 1984), Ансар («Соленый мед» Ф. Садриева, 1988), Хайрутдин («Молодые сердца» Ф. Бурнаша, 1991), Айрат («Дороги обрываются у обрыва» Н. Гаитбаева, 1992), Акъегет («Ночь лунного затмения» М. Карима, 1993), Гофран («Жениться не грех» Р. Хамида, 1996), Багави («Беглецы» Н. Исанбета, 2016) и др. В спектакле ««Душа моя» Г. Каюмова (1998) в образе Карима, сыгранном Т., на первом плане пережитые героем печальные чувства, его оценки прошлого, актер создает романтический образ, выражающий грустную песню о любви. В драме Т. Миннуллина «Любовница» (1998) актер воплощает образ Хазрата (духовный сан в исламе) как неординарного философа. Т. присущ дар перевоплощения, ему не чужды сатирические, комедийные образы. В драме «Возмездие» Д. Салихова (1998) он сыграл Арслана, одного из лидеров советской власти, быстро переродившегося в лидера новой жизни. В роли Вазира в «Неспетой песне» М. Карима (2000) Т. воплощает образ карьериста, умело обнажая личность сугубо делового человека. Острокомедийное дарование Т. раскрылось в роли Сиразетдина в комедии Г. Камала «Банкрот» (1993). В последние годы мастерски проявил себя в таких разноплановых ролях, как: Гакиф («Островок любви» З. Хакима, 2009), Ахмет и Хызр Ильяс («Ашик Кериб» М. Лермонтова, 2010), Сафар («Запах полыни» И. Зайниева), Байтиряк («Смелые девушки» Т. Гиззата), Отец невесты («Мещанская свадьба» Б. Брехта), Лоренцо («Ромео и Джульетта» У. Шекспира) (все – 2013), Первый Бог, дедушка («Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта, 2015), Вакиф («Мир тесен» З. Хакима, 2016), Жеронт («Лекарь поневоле» Мольера, 2017).
Победитель конкурса и лауреат премии Мин-ва культуры РТ «Тантана» («Триумф») за лучшую мужскую роль (Микулай в одноим. пьесе М. Гилязова) в 2020, лауреат премии Мин-ва культуры РТ и фонда «Джиен» им. Д. Сиразиева (2011); приз в номинации «За лучшую мужскую роль» на респ. фестивале им. К. Тинчурина (1992) за роль Хайретдина в пьесе Ф. Бурнаша «Молодые сердца» (1992); приз жюри фестиваля театров Закамского региона за роль Наби в пьесе Ш. Бикчурина «Мелодия тальянки» (2003).
Лит.: Седельникова Л. 9 мая для меня вдвойне светлый день // Знамя труда. 2016. № 33. 11 мая; Гыймранова Д. Күңел диңгезендә йөзүче… // Сәхнә. 2002. март; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014; Ногманова Р. Рафик Таһиров: Мин тырыш, дуамал һәм сабыр // Әлмәт таңнары. 2016. № 31. 29 апр.
Л. М. Минаева