СУЛЕЙМАНОВА Сажида Гадельшевна

СУЛЕЙМАНОВА Сажида Гадель­шевна (3.10.1926, с. Иванаево Янаульской вол. Бир­ского кантона (ныне в составе г. Янаул) БАССР – ​10.5.1980, Альметьевск). Поэтесса, прозаик, жур­на­лист, засл. работник культуры ТАССР (1980). Чл. Союза писателей ТАССР (1963). Отец, Г. Сулейманов был организатором колхоза в Янаульском р-не, предс. Татышлинского райисполкома. Репрессирован в 1943, воевал в штрафном батальоне на фронтах Великой Отеч. войны. С. была старшей из 7 детей. Окончила среднюю школу в с. Верх. Татышлы, с 1944 работала учителем русск. языка. После окончания истор. ф-та Башк. педагог. ин-та в 1950 преподавала историю в Аскаровской (Абзелиловский р-н Башкортостана) и Мензелинской им. Вахитова (Татарстан) средних школах. В 1955, вместе с мужем А. М. Маликовым, переехала в Альметьевск. До 1961 преподавала историю в нефт. техникуме; до 1963 лектор горкома КПСС, редактор и одноврем. диктор местного радио (до 1973). С 1973 полностью посвятила себя литературной деятельности. В 1968–73 возглавляла литературно-творческое объединение молодых писателей в Альметьевске (см. «Кызыл каурыйлар»).
С. оставила яркий след в развитии татар. лит-ры 2-й пол. 20 в. Одна из первых татар. поэтесс 1960-х гг. заложила основы женского направления в совр. татар. поэзии. Философ. лирика С. была новым явлением и ее творчество сразу же стало предметом внимания литературоведов (Н. Юзеева, Т. Галиуллин, Ф. Сайфуллина и др.), поэтов и писателей (С. Хакима, Г. Баширова, И. Ибрагимова, М. Аглямова и др.). Х. Туфан, классик татар. лит-ры, называл ее «татарской Анной Ахматовой». Первые стихи С. начали пуб­ликоваться в газетах и журналах в кон. 1950-х гг.
Пер­вый поэтический сб. «Кыр казлары» вышел в Казани в 1963, затем – ​сб-ки стихов «Юллар, уйлар» («Дороги, размышления», 1968), «Фал китабы» (1974; русск. перевод «Предсказание», М., 1977), «Кызыл каурыйлар» (1976; русск. перевод «Красные перья», М., 1978), «Сабыр канатлары» («Терпения крылья», 1981) и др. В стихах С. звучат раздумья о любви, материнском долге; раскрывается глубоко нравственная позиция в восприятии мира. Для раннего периода творчества характерны тонкая лиричность, философ. глубина в осмыслении жизни, душевность и открытость в выражении чувств, музыкальность стихотворной стилистики. Более поздняя лирика отличается метафоричностью образов, обогащением ритмики стихосложения, ясностью и простотой поэтического самовыражения, активным проявлением гражданской позиции. Немаловажное место в творчестве С. занимают поэмы, в к-рых часто переплетены лирика, эпос и драм. начало; раскрываются новые стороны психологии человека: «Мәңгелек ут» («Вечный огонь», 1974), «Ак чәчәкле болын» («Цветущий луг», 1976), «Сузган ике кулым» («Две протянутые руки», 1977) и др. С. опирается на традиции многовековой татар. поэзии, вводит фольклорные образы, народные песенные мотивы; значит. место занимает природа (поэма «Җир-су», 1966–67 и др.), обращение к прош­лому, истории народа. В 1970-е гг. открывается новая грань творчества С. – ​проза: очерки, рассказы, повести, путевые заметки (среди первых – ​цикл рассказов «Ас-салями, Суфият!», опубликованный в ж. «Казан утлары»). Повесть «Гөлбадран» (1980, Казань; русск. перевод «Дикая рябина», М., 1986), в к-рой рассказывается о неизлечимо больной актрисе (С. сама перенесла тяжелую операцию) и ее лечащем хирурге (прототип героя – ​альмет. врач В. М. Поляков), получила широкую известность. С. – ​автор стихов и рассказов для детей.
На стихи С. написано более 30 популярных песен, среди к-рых «Урсал тауда» («На Урсал-горе», 1985) на музыку Р. Нагимова, «Туй җыры» («Свадебная песня») на музыку Ш. Кашапова, «Яшьлек каласы» («Город молодости», 1973) на музыку Э. Бакирова, «Әлмәт, Әлмәт» («Альметьевск, Альметьевск») на музыку Р. Валиуллина, «Әлмәтем – ​мәхәббәтем» («Альметьевск – ​любовь моя») на музыку С. Садыковой, «Казан вальсы» («Казанский вальс»), «Тормыш, исәнме!» («Здравствуй, жизнь!») (обе в 1980) на музыку М. Шамсутдиновой, «Без йөргән юлларда. Нефть­челәр җыры» («Песня нефтяников»), «Бәйрәм вальсы» («Праздничный вальс»), «Җырчы кызга» («Певице») (все – ​на музыку Р. Яхина), «Нефтьчеләр маршы» («Марш нефтяников»), «Саубуллашу вальсы» («Вальс расставания») (обе в 1964), «Гүзәлия җыры» («Песня Гузалии»), «Туй такмаклары» («Свадебные частушки») (обе в 1965), «Язгы ярсу» на музыку М. Има­шева и др. Поэзия С. получила известность далеко за пределами Татарстана. Ее стихи переведены на русск., укр., узбекский, азерб. и др. языки народов СССР, публиковались в центр. изданиях. В Москве изданы 4 сборника стихов С., в том числе один – ​пос­ле ее смерти (всего на татар. и русск. языках – ​30 книг).
С. внесла вклад в развитие литературной жизни Альметьевска. Будучи чл. правления Альмет. писательской организации, а также редколлегии ж. «Азат хатын», вела активную работу с начинающими литераторами Ю.-В. республики. За большую наставническую работу с молодыми дарованиями была удос­тоена знака «Ударник строительства КамАЗа» (1978). В память о С. в 2005 Союз писателей РТ и ОАО «Татнефть» учредили ежегодную литературную премию и стипендию ее имени. В Альмет. нефт. ин-те (АГНИ) проводится межвузовский фестиваль творчества студентов под названием одного из ее последних стихо­творений «Тормыш, исәнме!» («Здравствуй, жизнь!»). В Альметьевске, на доме 24 по ул. Ленина, где С. провела последние годы жизни, установлена мемориальная доска. Именем С. названы улицы в Альметьевске (1978), Казани (1996), г. Янаул, с. Верх. Татышлы Респ. Башкортостан. Ее имя носит Центр. биб-ка Альметьевска (1987), в 1996 открыт музей С. Воссозданный в 1994 интерьер рабочей комнаты С. находится в экспозиции Альмет. краеведч. музея. В 1997 в сквере, перед зданием Центр. биб-ки, установлен бюст С. (скульптор – А. Хайриев).
Соч.: Голубое эхо. К., 1973; Предсказанье. Стихи и поэ­мы. М.: Советский писатель, 1977; Красные перья. Стихи. М.: Современник, 1978; Дикая рябина. М.: Сов­ременник, 1986; Книга судьбы. Стихи и поэмы. Пер. с татар. М.: Советская Россия, 1988; Со звездами наедине. Стихи. К., 2006; Кыр казлары. Шигырьләр. К., 1963; Бәхетне үзем табам. К., 1966; Яшәү хакы. К., 1970; Фал китабы. Шигырьләр һәм поэма. К., 1974; Мәхәббәт сынавы. Хикәяләр. К., 1975; Аланнарда балан. Шигырьләр, поэмалар. К., 1979; Сабыр канатлары. Шигырьләр, поэмалар. К., 1981; Кем уяткан Ләйләне? Стихи для детей. К., 1994; Бер сәяхәт хакында хикәят. К., 1996; Тормыш, исәнме! Шигырьләр, поэмалар. К.: Рухият, 1998; Сайланма әсәрләр. К., 2016.
Лит.: Мустафин Р. Подснежник и магнолия // Литературное обозрение. 1987. № 7; Янсуар Л. К Сажиде Сулеймановой – ​в Альметьевск // Татарстан. 2016. 20 сентября; Хамидуллина С. Два крыла «татарской Ахматовой» // Казанские ведомости. 2008. 27 нояб.; Габдулхакова Г. М. Сулейманова Сажида Гадельшевна // Татарская энциклопедия. Т. 5. К., 2010; Сайфуллина Ф. Сажидә Сөләйманова поэзиясе. Дис. на соиск. степени канд. филол. наук. К.: Ин-т языка лит-ры и истории АН РТ, 1998; Сайфуллина Ф. Поэзия Сажиды Сулеймановой. Автореферат диссертации. К., 1998; Маликов Ә. Гомер мизгелләре: Саҗидә истәлегенә. К.: Рухият, 2001; Сайфуллина Ф. Шигъри сүзнең сихри көче: Шагыйрә Сажида Сөләйманова иҗаты. Тобольск: ТГПИ, 2001; Маликов Ә., Маликова А. Сажидә Сөләйманова – ​шигъриятнең күкчәчәге. К.: Рухият, 2016.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, А. А. Маликов

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии