МИФТАХУТДИНОВА (Назипова) Наиля Рафкатовна (р. 20.7.1966, Альметьевск). Драм. актриса, засл. артистка РТ (2011). После окончания в 1995 отд-ния актерского иск-ва Казан. ин-та культуры и иск-в актриса Татар. академ. театра им. Г. Камала. Создала интересные образы, среди к-рых Фазиля («Зәңгәр шәл» К. Тинчурина), Вирджиния («Гаугалы гаилә» Эдуардо де Филиппо), Алия («Йөрәк маем»), Шуралина в («Җанкисәккәем») (оба – Т. Миннуллина), Хульдурифун Хаким («Җирән Чичән белән Карачәч сылу» Н. Исанбета) и др. С 2001 в Альметьевске, актриса Альметьевского татарского драматического театра.
Одна из ведущих актрис театра, обладает яркой индивидуальностью, своеобразием драм. таланта, музыкальностью, работоспособностью, позволяющей М. постоянно совершенствоваться. Майтап в трагикомедии «Юмарт хатыннар» («Эти щедрые женщины» Т. Жужоноглу, 2002) – первая сыгранная роль М. в Альмет. театре; в ней актриса смогла передать точную характеристику образа, состояние своей героини, раздираемой противоположными чувствами безысходности и надежды. М. сыграны десятки ролей, в к-рых развернута панорама разнообразных человеческих характеров и судеб: Клодина («Жорж Данден, или Одураченный муж» Мольера, 2001), Гульчахра («Неравные» Ф. Амирхана, 2005), Наиля («Мамуля» С. Белова, 2007), Гафифа («Расставание» Г. Каюмова), Анджела («Король-олень» К. Гоцци) (оба – 2011), Гайникамал («Смелые девушки» Т. Гиззата, 2013), Мунира (вербатим «Невыдуманные истории», 2014), Сания («Беглецы» Н. Исанбета, 2016) и др. Актрисе удаются и характерные комедийные и гротесковые образы: Салима в комедии «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова (2002), Насима в музыкальной комедии «Тальянка» Ш. Бикчурина (2003), Алма апа в сатирической комедии «Свабедное платье» М. Гилязова (2006), вдова Туктабикэ в комедии «Похищение девушки» М. Карима (2006). Этапной в творческой биографии М. стала роль Бибинур («Врата рая» М. Гилязова, 2008). В ней актриса раскрыла свое умение лепить образ крупными, четкими мазками, передавать душевные переживания героини, быть мастером перевоплощения. Она сыграла молодую и старую Бибинур, завистника и разбойника в «Ашик Кериб» М. Лермонтова (2010), ангела смерти и аптекаря в «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (2013). Одни из последних героинь М. – Шен Те и Шуй Та в спектакле «Добрый человек из Сычуани» (2015) по произведению Б. Брехта, в к-рых она с предельной выразительностью и напряжением воли передала глубинные различия в характерах и облике. Каждый образ она наделяет собственным философ. осмыслением, типическими чертами, делая его живым и узнаваемым. За роль Эльзы Александровны в спектакле «Земля Эльзы» Я. Пулинович в 2017 удостоена респ. театр. премии «Тантана» в номинации «За лучшую женскую роль». Помимо актерской работы М. занимается литературной и режиссерской деятельностью, автор сценариев к творческим вечерам, режиссер городских праздничных мероприятий. Обучает детей актерскому мастерству в частном образовательном учреждении – средней школе № 23 «Менеджер».
Лауреат премии имени Р. Тухватуллина (2013); «Тантана» в номинации «Актерский ансамбль» (2013, 2015) за спектакли «Туй», «Невыдуманные истории»; Главы Альмет. р-на «Актер года» (2008, 2016), им. Дамира Сиразиева (2019), «Лучшая женская роль» (2017).
Лит.: Исхакова С. Стараюсь реализовать себя везде // Знамя труда. 2008. 8 окт.; Таһирова Ә. Дәрәҗәле шәһәрдә – дәрәҗәле театр булырга тиеш // Сәхнә. 2011. № 11; Әлмәт татар драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014; Ногманова Р. Наилә Нәҗипова: Миңа бәхетле булырга язган // Әлмәт таңнары. 2016. № 86. 18 нояб.
Л. М. Минаева
Одна из ведущих актрис театра, обладает яркой индивидуальностью, своеобразием драм. таланта, музыкальностью, работоспособностью, позволяющей М. постоянно совершенствоваться. Майтап в трагикомедии «Юмарт хатыннар» («Эти щедрые женщины» Т. Жужоноглу, 2002) – первая сыгранная роль М. в Альмет. театре; в ней актриса смогла передать точную характеристику образа, состояние своей героини, раздираемой противоположными чувствами безысходности и надежды. М. сыграны десятки ролей, в к-рых развернута панорама разнообразных человеческих характеров и судеб: Клодина («Жорж Данден, или Одураченный муж» Мольера, 2001), Гульчахра («Неравные» Ф. Амирхана, 2005), Наиля («Мамуля» С. Белова, 2007), Гафифа («Расставание» Г. Каюмова), Анджела («Король-олень» К. Гоцци) (оба – 2011), Гайникамал («Смелые девушки» Т. Гиззата, 2013), Мунира (вербатим «Невыдуманные истории», 2014), Сания («Беглецы» Н. Исанбета, 2016) и др. Актрисе удаются и характерные комедийные и гротесковые образы: Салима в комедии «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова (2002), Насима в музыкальной комедии «Тальянка» Ш. Бикчурина (2003), Алма апа в сатирической комедии «Свабедное платье» М. Гилязова (2006), вдова Туктабикэ в комедии «Похищение девушки» М. Карима (2006). Этапной в творческой биографии М. стала роль Бибинур («Врата рая» М. Гилязова, 2008). В ней актриса раскрыла свое умение лепить образ крупными, четкими мазками, передавать душевные переживания героини, быть мастером перевоплощения. Она сыграла молодую и старую Бибинур, завистника и разбойника в «Ашик Кериб» М. Лермонтова (2010), ангела смерти и аптекаря в «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (2013). Одни из последних героинь М. – Шен Те и Шуй Та в спектакле «Добрый человек из Сычуани» (2015) по произведению Б. Брехта, в к-рых она с предельной выразительностью и напряжением воли передала глубинные различия в характерах и облике. Каждый образ она наделяет собственным философ. осмыслением, типическими чертами, делая его живым и узнаваемым. За роль Эльзы Александровны в спектакле «Земля Эльзы» Я. Пулинович в 2017 удостоена респ. театр. премии «Тантана» в номинации «За лучшую женскую роль». Помимо актерской работы М. занимается литературной и режиссерской деятельностью, автор сценариев к творческим вечерам, режиссер городских праздничных мероприятий. Обучает детей актерскому мастерству в частном образовательном учреждении – средней школе № 23 «Менеджер».
Лауреат премии имени Р. Тухватуллина (2013); «Тантана» в номинации «Актерский ансамбль» (2013, 2015) за спектакли «Туй», «Невыдуманные истории»; Главы Альмет. р-на «Актер года» (2008, 2016), им. Дамира Сиразиева (2019), «Лучшая женская роль» (2017).
Лит.: Исхакова С. Стараюсь реализовать себя везде // Знамя труда. 2008. 8 окт.; Таһирова Ә. Дәрәҗәле шәһәрдә – дәрәҗәле театр булырга тиеш // Сәхнә. 2011. № 11; Әлмәт татар драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014; Ногманова Р. Наилә Нәҗипова: Миңа бәхетле булырга язган // Әлмәт таңнары. 2016. № 86. 18 нояб.
Л. М. Минаева