ВАЛЕЕВ Камиль Мухаметшакирович (р. 20.9.1942, д. Ниж. Сардык Туймазинского р-на БАССР). Драм. актер, режиссер, народный артист ТАССР (1979), засл. артист РСФСР (1984). Окончил курсы подготовки руководителей драм. коллективов в г. Уфа (1961). С 1962 в Мензелинском татар. драм. театре. С 1964 в труппе Альметьевского татарского драматического театра, одноврем., в 1964–67, обучался в драм. студии реж. Г. Юсупова при театре. В 1997–2002 гл. режиссер Альмет. театра.
В. – один из ведущих и старейших мастеров сцены. Начал свой творческий путь в качестве драм. актера. Исполнил роли: Мирзахана и Мирхайдара («Потоки» Т. Гиззата, 1964), Закира («Девушка босоногая» А. Гилязова, 1964), Акъегета («В ночь лунного затмения» М. Карима, 1966) и др. Дарование В. раскрылось в характерных ролях, он создал психол. образы героического и социально-бытового планов; его игра отличается глубиной проникновения во внутренний мир героя. Исполнительской манере В. присущи благородство, смелость, ясность мысли, умение раскрыть суть образа, напр., Маселбах и Суанкола («Материнское поле» Ч. Айтматова), Инсаф («Белое платье матери» Ш. Хусаинова) (оба – 1971), Анвар («Если любовь настоящая» Х. Вахита, 1973) и др. Особого внимания заслуживают образы Мирзанура в спектакле Т. Миннуллина «Если нет луны, есть звезды» (1978), Асфана в драм. дилогии А. Гилязова «Если очень соскучишься» (1979), «Отец и поет… и плачет…» (1981). Каждый из многочисл. героев, сыгранных В., отличается эмоциональной интерпретацией образа героя, его характера. Таковы обаятельный и озорной старик Ахмади в спектакле Ф. Булякова «Эх, Ахмади, Ахмади» (1992), сложнейшие по игровой стилистике роли Сафиуллы в одноим. драме А. Гилязова (1997), Ярлыкая в драме «Неспетая песня» М. Карима (2000). С 2000-х гг. в манере игры В. усиливается стремление к передаче тончайших оттенков чувств героев, психол. достоверности. В спектаклях «Врата рая» М. Гилязова (2008), «Кто там?» А. Несина (2012), «Смелые девушки» Т. Гиззата (2013), «Беглецы» Н. Исанбета (2016), «Земля Эльзы» Я. Пулинович (2016) сыграл острохарактерные роли, заслужившие особенно высокой оценки ценителей театра и критиков.
Как гл. режиссер-постановщик театра В. начал работать в 1997, сменив временно на этом посту З. Х. Туишеву. В отличие от других режиссеров, уделял серьезное внимание работе с молодежью, постановкам пьес совр. драматургов: Т. Миннуллина, Ф. Садриева, Ф. Яруллина, М. Маликовой, М. Гилязова, З. Хакима, Л. Лерона, Амануллы и др., сотрудничал с режиссерами, приглашенными из Казани, Уфы, Набережных Челнов. Первый спектакль по сказке для детей Т. Миннуллина «Акбай и ягненок» был поставлен В. в 1993; «Спи, печаль моя» и «Возьму твою боль» по пьесам Ф. Садриева и М. Маликовой – в 1994. Будучи гл. режиссером театра поставил спектакли по пьесам: Д. Салихова «Возмездие» (1998), Ф. Садриева «Озорные девчата» (1999), Р. Кинжебаева «Роковая тайна», И. Юмагулова «Охотники за любовью» (оба – 2000), «Юность, сердце обжигая…» (2001), Г. Исхакова «Соловушка моя» (2003) и др. В годы работы В. режиссером театр участвовал в междунар. фестивалях: «Навруз» (1998, 2002); 11-й – эксперим. театров (1-е место, г. Каир, Египет); 5-м респ. – им. К. Тинчурина (призер в 4 номинациях). В 1999 Альмет. театр выступил на гастролях на сцене Татар. академ. театра в Казани.
Лауреат премии имени Р. Тухватуллина (2002). Удостоен респ. театр. премии «Тантана» (2016), премии и диплома фестиваля тюркских народов «Навруз» (1998) за роль Сафиуллы в одноим. спектакле А. Гилязова.
Лит.: Исхакова С. Театр – состояние души // Знамя труда. 1997. 9 дек.; Игламов Р. Испытание временем. К., 2007; Хайбриева А. Камилю Валееву – 70 // Знамя труда. 2012. 17 окт.; Васюхина К. Камил Вәлиев тудырган дөнья // Әлмәт таңнары. 1992. 3 окт.; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Автор һәм төзүче Җ. Рәхимов. Әлмәт, 1994; Хәсәнова Ф. Сүнмәс, талант сүрелмәс // Яшьләр заманы. 2002. 25 гыйнв.; Шакирҗанов М., Кәшфиева Л. Табигать баласы // Ватаным Татарстан. 2007. 23 нояб.; Минаева Л. Камиллеккә ирешкән Камил // Әлмәт таңнары. 2012. 17 окт.; Илялова И. Бар иде безнең яшь чаклар // Сәхнә. 2012. № 9; Бәдретдинов И. Әлмәт театрының камил заты // Мәдәни җомга. 2012. 2 нояб.; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014.
Д.Гимранова, Л.Минаева
В. – один из ведущих и старейших мастеров сцены. Начал свой творческий путь в качестве драм. актера. Исполнил роли: Мирзахана и Мирхайдара («Потоки» Т. Гиззата, 1964), Закира («Девушка босоногая» А. Гилязова, 1964), Акъегета («В ночь лунного затмения» М. Карима, 1966) и др. Дарование В. раскрылось в характерных ролях, он создал психол. образы героического и социально-бытового планов; его игра отличается глубиной проникновения во внутренний мир героя. Исполнительской манере В. присущи благородство, смелость, ясность мысли, умение раскрыть суть образа, напр., Маселбах и Суанкола («Материнское поле» Ч. Айтматова), Инсаф («Белое платье матери» Ш. Хусаинова) (оба – 1971), Анвар («Если любовь настоящая» Х. Вахита, 1973) и др. Особого внимания заслуживают образы Мирзанура в спектакле Т. Миннуллина «Если нет луны, есть звезды» (1978), Асфана в драм. дилогии А. Гилязова «Если очень соскучишься» (1979), «Отец и поет… и плачет…» (1981). Каждый из многочисл. героев, сыгранных В., отличается эмоциональной интерпретацией образа героя, его характера. Таковы обаятельный и озорной старик Ахмади в спектакле Ф. Булякова «Эх, Ахмади, Ахмади» (1992), сложнейшие по игровой стилистике роли Сафиуллы в одноим. драме А. Гилязова (1997), Ярлыкая в драме «Неспетая песня» М. Карима (2000). С 2000-х гг. в манере игры В. усиливается стремление к передаче тончайших оттенков чувств героев, психол. достоверности. В спектаклях «Врата рая» М. Гилязова (2008), «Кто там?» А. Несина (2012), «Смелые девушки» Т. Гиззата (2013), «Беглецы» Н. Исанбета (2016), «Земля Эльзы» Я. Пулинович (2016) сыграл острохарактерные роли, заслужившие особенно высокой оценки ценителей театра и критиков.
Как гл. режиссер-постановщик театра В. начал работать в 1997, сменив временно на этом посту З. Х. Туишеву. В отличие от других режиссеров, уделял серьезное внимание работе с молодежью, постановкам пьес совр. драматургов: Т. Миннуллина, Ф. Садриева, Ф. Яруллина, М. Маликовой, М. Гилязова, З. Хакима, Л. Лерона, Амануллы и др., сотрудничал с режиссерами, приглашенными из Казани, Уфы, Набережных Челнов. Первый спектакль по сказке для детей Т. Миннуллина «Акбай и ягненок» был поставлен В. в 1993; «Спи, печаль моя» и «Возьму твою боль» по пьесам Ф. Садриева и М. Маликовой – в 1994. Будучи гл. режиссером театра поставил спектакли по пьесам: Д. Салихова «Возмездие» (1998), Ф. Садриева «Озорные девчата» (1999), Р. Кинжебаева «Роковая тайна», И. Юмагулова «Охотники за любовью» (оба – 2000), «Юность, сердце обжигая…» (2001), Г. Исхакова «Соловушка моя» (2003) и др. В годы работы В. режиссером театр участвовал в междунар. фестивалях: «Навруз» (1998, 2002); 11-й – эксперим. театров (1-е место, г. Каир, Египет); 5-м респ. – им. К. Тинчурина (призер в 4 номинациях). В 1999 Альмет. театр выступил на гастролях на сцене Татар. академ. театра в Казани.
Лауреат премии имени Р. Тухватуллина (2002). Удостоен респ. театр. премии «Тантана» (2016), премии и диплома фестиваля тюркских народов «Навруз» (1998) за роль Сафиуллы в одноим. спектакле А. Гилязова.
Лит.: Исхакова С. Театр – состояние души // Знамя труда. 1997. 9 дек.; Игламов Р. Испытание временем. К., 2007; Хайбриева А. Камилю Валееву – 70 // Знамя труда. 2012. 17 окт.; Васюхина К. Камил Вәлиев тудырган дөнья // Әлмәт таңнары. 1992. 3 окт.; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Автор һәм төзүче Җ. Рәхимов. Әлмәт, 1994; Хәсәнова Ф. Сүнмәс, талант сүрелмәс // Яшьләр заманы. 2002. 25 гыйнв.; Шакирҗанов М., Кәшфиева Л. Табигать баласы // Ватаным Татарстан. 2007. 23 нояб.; Минаева Л. Камиллеккә ирешкән Камил // Әлмәт таңнары. 2012. 17 окт.; Илялова И. Бар иде безнең яшь чаклар // Сәхнә. 2012. № 9; Бәдретдинов И. Әлмәт театрының камил заты // Мәдәни җомга. 2012. 2 нояб.; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014.
Д.Гимранова, Л.Минаева