ГАЛИУЛЛИН Агзам Каримович (30.1.1925, Казань – 31.1.1976, Альметьевск). Драм. актер, засл. и народный артист ТАССР (1969, 1971). Сценическую деятельность начал в 1947 в Мамадышском татар. колхозно-совхозном театре, был приглашен на проф. сцену после удачного исполнения роли Даули («Искры» Т. Гиззата) в самодеятельном театр. коллективе ДК г. Зеленодольск. После закрытия Мамадышского театра, с перерывом, в 1949–64 и с 1968 актер Альмет. татар. драм. театра.
Был одним из ведущих актеров. Блестяще сыграл в таких ролях комедийного плана, как Куян-Галяви («Тальянка» Г. Ахметшина, 1950), Вали («Аршин мал алан» У. Гаджибекова, 1951), Анас («Гульмарфуга» И. Абдуллина), Сагит («Богатый жених» Р. Ишмурата) (оба – 1954), Нурихан («Нурихан», 1955), Каримулла («Рамай», 1957) (оба – М. Хасанова), Сайфулла («Молодые сердца» Ф. Бурнаша, 1957), Тигран («Последние гвоздики» Тер-Григоряна, 1959). Эти роли дали возможность Г. раскрыть талант перевоплощения; его исполнение отличалось богатством актерских импровизаций, легкостью игры. С глубоким проникновением, жизненно и достоверно сыграл он в драм. спектаклях роли профессора Окаемова («Машенька» А. Афиногенова, 1952), барина-мецената Дудукина («Без вины виноватые» А. Н. Островского, 1961); в трагедийно-романтическом ключе – великого ученого-мыслителя Галилео («Галилео Галилей» И. Пирсанова, Г. Добржинского, 1963). Трагикомедия была любимым жанром Г., что отмечалось в критических рецензиях драматургом Ризой Ишмуратом, давшим высокую оценку игре Г. в образе деда Сафиуллы в комедии Ш. Бикчурина «Мелодия тальянки» (1961). Народность, жизненность образов Г. развивались в русле реалистической традиции татар. театра, напр. исполнение роли Юнуса-хаджи в комедии Ш. Камала «Хаджи эфэнди женится» (1953). Ярко и темпераментно играл Г. в водевильном жанре: Хафиз и Казбек в комедиях «Четыре жениха для Диляфруз» Т. Миннуллина и «Муж моей жены» Г. Хугаева (обе – 1970). Каждая роль, исполненная Г., всегда очень тепло встречалась зрителями. Его именем названа улица в микрор-не «Дружба» (2005).
Лит.: Народные артисты. К., 1980; Гимранова Д. Галиуллин Агзам Каримович // Татарская энциклопедия. Т. 2. К., 2005.
Д.А.Гимранова
Был одним из ведущих актеров. Блестяще сыграл в таких ролях комедийного плана, как Куян-Галяви («Тальянка» Г. Ахметшина, 1950), Вали («Аршин мал алан» У. Гаджибекова, 1951), Анас («Гульмарфуга» И. Абдуллина), Сагит («Богатый жених» Р. Ишмурата) (оба – 1954), Нурихан («Нурихан», 1955), Каримулла («Рамай», 1957) (оба – М. Хасанова), Сайфулла («Молодые сердца» Ф. Бурнаша, 1957), Тигран («Последние гвоздики» Тер-Григоряна, 1959). Эти роли дали возможность Г. раскрыть талант перевоплощения; его исполнение отличалось богатством актерских импровизаций, легкостью игры. С глубоким проникновением, жизненно и достоверно сыграл он в драм. спектаклях роли профессора Окаемова («Машенька» А. Афиногенова, 1952), барина-мецената Дудукина («Без вины виноватые» А. Н. Островского, 1961); в трагедийно-романтическом ключе – великого ученого-мыслителя Галилео («Галилео Галилей» И. Пирсанова, Г. Добржинского, 1963). Трагикомедия была любимым жанром Г., что отмечалось в критических рецензиях драматургом Ризой Ишмуратом, давшим высокую оценку игре Г. в образе деда Сафиуллы в комедии Ш. Бикчурина «Мелодия тальянки» (1961). Народность, жизненность образов Г. развивались в русле реалистической традиции татар. театра, напр. исполнение роли Юнуса-хаджи в комедии Ш. Камала «Хаджи эфэнди женится» (1953). Ярко и темпераментно играл Г. в водевильном жанре: Хафиз и Казбек в комедиях «Четыре жениха для Диляфруз» Т. Миннуллина и «Муж моей жены» Г. Хугаева (обе – 1970). Каждая роль, исполненная Г., всегда очень тепло встречалась зрителями. Его именем названа улица в микрор-не «Дружба» (2005).
Лит.: Народные артисты. К., 1980; Гимранова Д. Галиуллин Агзам Каримович // Татарская энциклопедия. Т. 2. К., 2005.
Д.А.Гимранова