Новое Суркино

НОВОЕ СУРКИНО, село в верховье р. Кувак (правый приток р. Шешма), в 25 км к Ю. от Альметьевска. В дорев. источниках упоминается как Бусеряк, Верх. Чертанла (Верх. Чертанлы).
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Входит в Старосуркинское сельское поселение. В 1-й пол. 19 в. входило в Ново-Письмянскую, затем в Каратаевскую, с 1867 – ​в Мордовско-Ивановскую волость Бу­гульминского уезда Оренбургской, Самарской (с 1851) гу­бер­ний, с образованием Татар. АССР в 1920 – ​в Чер­шилинскую волость Бугульминского кантона, с 1930 – ​в Старосуркинский сельский совет Альмет., с 1935 – ​Новописьмянского, с 1955 – ​Лениногорского, с 1959 – ​вновь Альмет. р-на ТАССР. С 2005 – ​совр. статус.
ОСНОВАНО в кон. 18 в. переселенцами из дд. Ста­рый Бусеряк (ныне Заинский район), Старое Суркино. Основателем считается Пикл, к-рый привел на место будущего селения 5–6 семей. Он сумел добиться права владения землей, к-рая находилась в глухих лесах и была свободной. Позднее сюда переехал сын Серки, основатель с. Старое Суркино.



Старинное здание в центре села. Октябрь 2018 г. Фото Э. Харрасовой

НАСЕЛЕНИЕ. В 18–19 вв. состояло из ясачных чувашей (позднее крестьян государственных).
Числ. населения (чел.): в 1795 – 77 мужчин, в нач. 1840-х гг. – 227 (35 дворов), в 1859 – 311 (40 дворов), в 1889 – 392 (70 дворов), в 1896 – 446, в 1897 – 437 (67 дворов), в 1910 – 498 (80 дворов), в 1916 – 509 (86 дворов), в 1920 – 550, в 1930 – 567 (109 дворов), в 1938 – 473, в 1949 – 430, в 1958 – 574, в 1970 – 639, в 1979 – 508 (152 двора), в 1989 – 311, в 1992 – 280, в 1996 – 251 (120 дворов), в 2000 – 282 (140 дворов), в 2003 – 267 (141 двор), в 2014 – 258 (124 двора).



Октябрь 2018 г. Фото Э. Харрасовой

ИСТОРИЯ. ЭКОНОМИКА. Основными занятиями населения до сер. 20 в. были земледелие и скот-во. В надельном землепользовании у крестьян находилось земли (дес.): в 1885 – 1238,5, в 1889 – 1294, в 1897 – 1239, в 1910 – 1187. Пл. посевов составила: в 1879 – 389 дес. (220 – ​ржи, 6 – ​пшеницы, 60 – ​овса, 74 – ​гречихи, 10 – ​полбы, 8 – ​проса, 3 – ​гороха, 4 – ​картофеля); в 1916 – 1262 дес. (926 – ​озимой ржи, 4 – ​яровой пшеницы, 117 – ​овса, 7 – ​проса, 148 – ​гречихи, 9 – ​гороха, 1 – ​чечевицы, 42 – ​полбы, 8 – ​конопли).
Имелось скота (головы): в 1916 – 221 лошадь, 183 го­лов КРС (97 коров), 878 овец, 46 коз. В 1901 в селении из 69 дворов 3 – ​не имели никакого скота, в 24 имелось по одной лошади (из них у 12 не было коров), в 14 дворах было по 2 лошади, у 28 – ​по 3 и более лошадей.
Наиболее состоятельными были хоз-ва Стех­вана Ильмухина, Федота Айпина и Никифора Паймухина.
К нач. 1840-х гг. имелась 1 водяная мельница. В селе были развиты шерстобитный, валяльный, камнетесный ремесла; сооружена система водоснабжения самотеком, обусловленная рельефом местности, мн. занимались извозом. Среди них выделялся Биктемир Байтемиров, к-рый ездил в Казань, Чистополь и Бугуруслан. Стех­ван Ильмухин, Савелий Ильмендеев, Илюха Ильдуллин, Ульдияр Савдимиров ездили на более короткие расстояния. Шерстобитным промыслом занимались Паймурза Туймурзин, Сархандей Сахвандеев, Макиш Мишкин. Камнетесами были Савандей Саландаев, Ятриван Ульдиванов, Яливан Аливанов. Среди плотников самыми мастеровыми были Тухтаман Сидуллин, Енуха Ильмухин. Утриван Падияров стал колесником, Силиверст Захаров был главным деревенским портным. Заготовкой дров и строевого леса занимались Тоймулла Паймуллин и Пайгильда Тоймухин. Торговую лавку держал Федот Айпин, мельницу-обдирку – Ильдуха Ильмаиров.
В результате революций 1917 г. в селе установилась советская власть, пошатнувшаяся в годы Гражданской войны и вилочного восстания. В 1920-е гг. в ходе землеустрои­тельной реформы 20 семей выехали в Тумутукский р-н и основали п. Якты Куль (Светлое озеро), др. 20 семей переселились в Бугульминский район и основали д. Елховка (Картышка). По окончании периода НЭПа в стране была осуществлена массовая коллективизация, в ходе к-рой 5 мая 1929 в селе был образован колхоз «Пахарь». Его работе противостояла сплоченно и слаженно действовавшая группа во главе с предс. Алтынбаем Минюхиным и кладовщиком Лаврентием Савандеевым. Они сумели наладить настоящую сеть по укрывательству в крупных размерах и нелегальной продажи колхоз. хлеба.



Стела в честь новосуркинцев -- основателей п. Якты Куль Азнакаевского района. Август 2017 г. Фото Э. Харрасовой

В процессе раскулачивания пострадали семьи Селивановых, Ибая Юлтимирова, Биктимира Айкина (конфисковали 10 рабочих лошадей, 9 дойных коров, 100 пчелосемей), Петруяна Ильмаирова (выс­лан вмес­те с женой и 4 детьми), Иркабая Илюхина, Трудияра Никифирова, И. Совалдеева, К. Корюшева, В. Саньярова, Е. Искенеева, Вазенги Савдирякова, Илюхи Минюхина, Мурзабая Паймуллина (выслан вмес­те с женой и 3 детьми). В период массовых репрессий за антисоветскую пропаганду были осуждены Мурзабай и Семендей Паймуллины, Муса Ухандеев.



Памятник павшим в Великой Отечественной войне. Октябрь 2018 г. Фото Э. Харрасовой

В годы Великой Отечественной войны на фронт были призваны 85 чел., из них 46 – ​не вернулись.



В летопись истории колхоза вписаны имена: Илендея Елендеевича Паймуллина (водителя с 1950 по 1996, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, почетного гражданина Старосуркинского СП); Александра Михайловича Юлтимирова (водителя с 1981 по 2008, премированного мини-трактором); бригадира Абдрахима Савдияровича Ухандеева.
Предс. колхоза: в 1929 – ​Питруха Енухович Ильмухин; в 1931 – ​Алтынбай Минухович Минюхин; в 1932 – ​Исмук Лисин; в 1933 – ​Симук Илюхович Паймухин; в 1934 – ​Ухтияр Кучуков; в 1935 – ​Ендияр Сидиярович Никифоров; в 1936–38 – ​Ильдиряк Ештирякович Хундиряков; в 1939–42 – ​Вазинга Семенович Саливанов; в 1942 – ​Садияр Юльтемиров; в 1942–44 – ​Аркадий (Сергей Петрович) Иванов; в 1944 – ​Миньямал Мукминов; в 1945 – ​Сергей Карпович Фирсов; в 1946 – ​Сидулла Сидирякович Бая­зитов; в 1947–52 – ​Тимербай Тимаевич Паймуллин; в 1949 – ​Саландей Савандеевич Мурзакаев.



Из газеты "Заветы Ильича". 8 октября 1958 г., №119.

В 1953 в процессе укрупнения колхозов «Пахарь» объединен с колхозом «Вязовка» под названием «Правда» с цент. усадьбой в с. Старое Суркино, к-рый в 1959 вошел в состав колхоза «Трактор» с центром в с. Алешкино (ныне Лениногорский район). В 1962 Старое и Новое Суркино вновь отделились и образовали колхоз «Рассвет», в этом же году вновь вошли в более крупный колхоз им. Калинина (центр с. Васильевка). В 1989 Старое и Новое Суркино вновь отделились и образовали колхоз «Рассвет» (с нояб. 2000 – ​СКХ «Нива», в 2005–09 – ​ООО «Суркино»), с 2016 на его основе создано крестьянско-фермерское хоз-во Наиля Махмутовича Халикова.
Во 2-й пол. 20 в. с развитием в регионе нефт. пром-сти мн. жители села связали с ней свой трудовой путь. Милебай Сетриванович Корюшев (1920 г.р.) и Иван Валентинович Искинеев (1926 г.р.) были в числе первых нефтяников Альмет. р-на. Александр Захарович Григорьев (1949 г.р., электросварщик) был удостоен звания «Заслуженный работник Министерства топлива и энергетики РФ» (1993). Вениамин Тудимирович Ильмаиров, р. 24.02.1960, стал начальником прокатно-ремонтного цеха электрооборудования (ПРЦЭО).
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА. До сер. 1950-х гг. мн. объекты, связанные с удовлетворением жиз­нен­ных пот­ребностей людей, находились в бывш. до­мах и постройках раскулаченных. В надворных по­стройках Айкиных расположили колхоз. мастерскую. В амбаре Юлтимировых был устроен магазин райпо, в к-ром более 30 лет проработала Елизавета Минюхина, после нее до закрытия в 2014 работала Клавдия Антикова.
В 1946 в селе произошел пожар, во время к-рого сгорело 22 дома. В 1948 в специально построенном здании был открыт ФАП, в к-ром долгие годы работали фельдшером Елена Сергеевна Паймуллина, Вера Савандеева, Римма Айдукова. В 2005 ФАП (зав. Зинаида Александровна Леонтьева) разместился в новом обществ. здании под одной крышей с клубом.



Открытие нового клуба. Сентябрь 2005 г. Фото Э. Харрасовой

В сер. 1980-х гг. в село были проведены системы водоснабжения и газообеспечения.
КУЛЬТУРА. Большинство жителей села поддерживают традиции язычества, соблюдают языческие обряды чувашей. Неоднокр. попытки крестить население не увенчались успехом. Последняя предпринятая в кон. 19 в. попытка христианизации провалилась. В 1889 в селе имелся молитвенный дом.
В кон. 19 в. работала чуваш. церковно-приходская школа. В 1890-х гг. учителями в ней работали Василий Иванович Соловьев (в селе его называли старый учитель), позднее вернувшийся из царской армии Саландай, Надирша из с. Старое Суркино (принял мусульманскую веру); в 1910-е гг. – ​Афанасий Кузьмич Кузьмин и Иван Николаевич Сотников (из с. Девлезеркино, ныне в Самарской обл.), Марья Алексеевна Мельникова.
В 1930-е гг. была открыта советская начальная школа, в 1965/1966 учебном году она преобразована в 8-летнюю. В 1970 и 1999 школа была переведена во вновь отстроенное здание.
Учителями работали: в 1930-е гг. – ​Илья Семенович Саливанов; в 1941–80-е гг. – ​Вера Ильинична Айдукова, Мария Тузеряковна Паймуллина, Лидия Са­вель­евна Лисина; в 1980–90-е гг. – ​Тамара Максимовна Пагильдякова, Любовь Никаноровна Шурыгина, Феодосия Сандимировна Ильдукова; в 2000-е гг. – ​Оксана Владимировна Григорьева, Таисия Артемьевна Мурзина. Директора школы: в 1940-е гг. – 1968 – ​Иван Исанбаевич Минюхин, в 1968–2000 – ​Владимир Сандимирович Айкин (засл. учитель), в 2000–11 – ​Зинаида Ивановна Юлтимирова, с 2011 – ​Элли Махмутовна Алендукова.
В кон. 1980-х гг. по инициативе сельской молодежи здание колхоз. мастерской переделано под клуб. Зав. с 2005 стала Ирина Александровна Ситриванова. Она организовала детский ансамбль «Пилеш» («Рябинушка»), взрослый фольклорный ансамбль «Палан» («Калина»). Своим творчеством (пишет стихи и музыку, играет на гитаре, исполняет песни под собств. аккомпанемент) известна Светлана Тимофеевна Паймуллина (Мукминова). Федосия Сандимировна Ильдукова и Александра Пчельникова – ​искусные вышивальщицы бисером. До 1960-х гг. в селе жил самодеятельный художник Авик Савель­евич Антиков.
Уроженец села Борис Александрович Юльтимиров является известным спортсменом.



Октябрь 2018 г. Фото Э. Харрасовой

ТОПОНИМЫ.
Улицы: Котылдык (улица Заречная),
Щортанлы (улица по направлению в с. Чертанлы)
Местности: Чул кебэр (Каменный мост);
Тигет Кусси (Дегтярный овраг);
Учуг Лупашки (кереметь – ​место жертвоприношений);
Йемке – ​местность, где человек по имени Йемке пас скот;
Ял пачи (конная дорога);
Хижалди вурман (лес Хижалди);
Качапуд янги хир (место в стороне с. Васильевка);
Каратаевское поле.
Информанты: Зинаида Ивановна Юльтимирова, Владимир Сандимирович Айкин (1939 г.р.).
И.Р. Габдуллин, А.Г. Галлямова, Э.Ф. Харрасова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии