АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ТАТАРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Әлмәт Татар драма театры), открыт в 1944 как колхозно-совхозный театр; с 1951 драм. театр, до 1985 передвижной. Первоначально базировался в здании городского ДК, в 1973 получил собств. рабочее помещение для подготовки спектаклей.
В марте 1989 Альмет. советом народных депутатов и объединением «Татнефтегазстрой» принято решение о передаче городского Дома техники Альмет. театру. Труппа театра была сформирована из выпускников Казан. театр. уч-ща, участников худож. самодеятельности (Х. Джалитов, К. Еникеев, Н. Кимова, Х. Маннурова, Х. Рамазанов, Х. Хабибов, Т. Яббарова и др.). В 1950-х в состав труппы вошли актеры закрытых к тому времени Мамадышского и Буинского татар. театров, а также артисты, приглашенные из Башкирии. Со временем они составили творческий костяк: А. Галиакберов, А. Галиуллин, Б. Гатауллин, Р. Губайдуллина, К. Игламова, Т. Кичубаев, Г. Кичубаева, А. Садыкова, Л. Садыкова, З. Туешева, И. Умеров. Первые спектакли по драмам писателей Р. Ишмурата «Кайту» («Возвращение», реж. Г. Хабипов, 1944); М. Амира «Миңлекамал» («Минникамал», реж. А. Галеев, 1945), «Тормыш җыры («Песня жизни», 1946) и др. были поставлены возглавившим коллектив т-ра в 1946–51 режиссером К. Халяповым. Он заложил основу репертуара театра, сплотил коллектив. В те годы театр, работавший преим. для тружеников нефт. края, уделял особое внимание «производственной теме». 25 спектаклей, поставленных в течение 6 лет, способствовали значит. творческому росту коллектива. Этому также благоприятствовало назначение в 1952 худож. рук. театра С. Булатова. Опытный режиссер вложил много сил для повышения мастерства актеров, поднятия худож. уровня спектаклей. Постановки С. Булатова: «Встреча с молодостью» А. Арбузова (1952), «За туманом» (1955), «Габбас Галин» (1963) (оба – Ш. Камала), «Последняя встреча» (1955), «Надежный попутчик» (1956) (оба – С. Кальметова), «Нурихан» (1955), «Рамай» (1957) (оба – М. Хасанова), «Тайные следы» Х. Вахита (1956), «Молодые сердца» Ф. Бурнаша (1957), стали серьезной школой для становления мастерства актеров. С уходом С. Булатова в 1959 возникли трудности с отсутствием гл. режиссера; к тому же театр не располагал собств. помещением: репетиции проходили в клубах. Однако за 5 лет (1958–63) коллектив сумел поставить 20 спектаклей с шестью приглашенными режиссерами (Ш. Габдрахманов, Т. Кичубаев, Г. Ильясов, М. Усманов, Х. Салимжанов, П. Исанбет). В эти годы в состав труппы театра вошли актеры Д. Хисамутдинова, Р. Ихсанов, К. Бариев и др.; коллектив успешно гастролировал в нефт. регионе, на Урале. В 1963 гл. режиссером театра становится Г. Юсупов. За четыре года работы он поставил 17 спектаклей различного жанра с разноплановыми ролями; будучи талантливым педагогом организовал актерскую студию, выпускники к-рой К. Валеев, Дж. Исмагилов, Д. Кузаева, А. Мусина, Л. Султанова, З. Туишева впоследствии стали ведущими актерами театра. В репертуаре появились пьесы начинающих в те годы татар. драматургов: Г. Ахунова, А. Гилязова, Т. Миннуллина, Ш. Хусаинова. Среди них «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Костры горят» Г. Ахунова, «Зубайда – дитя человеческое» Ш. Хусаинова, «Девушка босоногая», «Жгучие осенние ветры» А. Гилязова вошли в золотой фонд театра.
К сер. 1960-х театр стал одним из ведущих творческих коллективов в республике, особенно с приходом в 1969 реж. Г. Хусаинова. Он выдвинул на первый план молодых актеров, способствовал их творческому росту постановками пьес совр. татар. драматургов, русск. классики, произведений заруб. и нац. драматургии республик СССР. В этих спектаклях вместе с выпускниками актерской студии театра были задействованы такие актеры, как К. Саетгараев, Р. Салихова, В. Исламова, И. Горбатов, Р. Абдуллаев. Спектакли «Козы-Корпеш и Баян-Сылу» Г. Мусрепова (1969), «Материнское поле» по повести Ч. Айтматова (1971, 1977), где главную роль успешно сыграла Д. Кузаева, «Мелодия тальянки» Ш. Бикчурина (1972), «Тагир–Зухра» Ф. Бурнаша, «Трактирщица» К. Гольдони (оба – 1975), «Под снегом горячий родник» А. Гилязова (1976), «Антигона» Ж. Ануйя (1980) и мн. др. вывели театр на новые рубежи, обозначили творческий потенциал коллектива. За спектакль «Если нет луны, есть звезды» по пьесе Т. Миннуллина (1978) в постановке Г. Хусаинова реж. и исполнительница главной роли Д. Кузаева удостоена Гос. премии ТАССР им. Г. Тукая (1979).
Репертуар кон. 1970-х – нач. 1980-х обогатился пьесами драматургов Ф. Садриева, Ю. Сафиуллина, Р. Хамида, Р. Мингалима, получивших признание именно в постановках А. т. д. т. Среди значит. постановок гл. реж. Р. Абдуллаева (в 1983–88), ранее работавшего в театре актером, следует назвать «Без ветрил» К. Тинчурина (1984), «А зори здесь тихие» Б. Васильева (1985), «Пожар» Ш. Шагали, «Сарина, дочь Сармата» Н. Фаттаха (обе – 1986). В 1990 в Альмет. театр вернулась З. Туишева, работавшая с 1966 (с перерывами). Она внесла в жизнь театра новые веяния, обогатила репертуар масштабными соц. и лирико-романтическими пьесами: «С законным браком» А. Атнабаева (1967), «Искры» Т. Гиззата (1969), «Трибунал» А. Макаёнка (1973), «Если любовь настоящая» Х. Вахита (1973), «Барабанщица» А. Салынского (1974) (спектакль стал победителем режиссерского, затем – всерос. конкурсов драм. театров в Москве). В 1990-е гг. наиб. значит. постановками З. Туишевой были «Четыре бабушки и Ахмади» Ф. Булякова (1992), «Искры» Т. Гиззата, «Банкрот» Г. Камала (обе – 1993), «Судьба татарки» Г. Ибрагимова (1995). В это время актерский состав раскрылся новыми яркими дарованиями (И. Абляминов, А. Галиакберов, В. Гатауллин, З. Гилимов, Р. Губайдуллина, К. Иглямова, Т. и Г. Кичубаева, А. Садыкова, Л. Садыкова и др.), молодыми талантливыми мастерами сцены (Д. Абунагимова, Р. и С. Минхановы, И. Мухаметов, Р. Тагиров, Х. и Р. Файзуллины, А. и Н. Харисовы). В 1992 на респ. театр. фестивале им. К. Тинчурина театр успешно выступил со спектаклем «Молодые сердца» Ф. Бурнаша.
В 1997–2002 обязанности худож. рук. театра выполнял К. Валеев, проработавший в коллективе более 35 лет актером. Для осуществления постановок приглашались реж. Ф. Ибрагимов, И. Хайруллин, Ф. Бикчантаев; ряд спектаклей («Акбай и ягненок» Т. Миннуллина, 1993; «Лунные вечера Айсылу» И. Абдуллина, 1994; «Спи, моя печаль» Ф. Садриева, 1994 и др.) был поставлен К. Валеевым. В те годы в репертуарной афише появились новые имена: М. Гилязов, А. Камалиев, Г. Каюмов, М. Маликова, Д. Салихов, З. Хаким. После ухода К. Валеева режиссерами театра были: Б. Ибрагимов (с 2004), Г. Каюмов (с 2006).
В настоящее время (с 2012) гл. реж. И. Гареев. С его приходом репертуар т-ра обогатился постановками русск. и заруб. драматургии; появились спектакли, отражающие авангардные стилевые тенденции в театр. иск-ве, обогатился образный язык режиссуры. Театр активно участвует в фестивальном движении, для постановок приглашаются молодые режиссеры (Л. Ахметова, А. Гафаров, И. Зайниев, Р. Фатхиев, Р. Хакимов, Э. Шахов), драматурги (О. Жайнадаров, Я. Пулинович), художники (Л. Гильмутдинов, В. Королев, Д. Хильченко), музыканты (Р. Ахметов, Л. Баярс-Батыргараева, У. Иделбаев, Э. Низамов). Резонансными стали спектакли «Загляни, любовь, в окошко» Ф. Садриева (2008), «Странный человек», «Мешок» (оба – Д. Салихова, 2009), «Если улыбнется счастье» Х. Вахита (2013).
Сегодня Альмет. т-р продолжает развивать творческие принципы, определявшие его деятельность в предыдущие годы, укрепляет межрегиональные и междунар. связи, сотрудничает с известными режиссерами и художниками. Ежегодно выпускается 7–8 премьерных постановок, осуществляются новые творческие проекты. Среди последних: «Место встречи – театр», «Театральная пятница», «Четыре стороны света», «Татарстан–Кавказ: легенды сближают нас», благотворит. марафон «Күңел күзе – Глазами сердца», детские проект «Я – актер», «Туфан мәктәбе» («Школа Туфана»), уникальный творческий проект «Героика и мелодика Победы», «Слово во Вселенной», флэшмоб «Слово поэта», «Афәрин! – Браво!». Учреждены премии Главы Альмет. р-на «Актер года» (2008), им. народной артистки РТ Д. Кузаевой (2016). В наст. время в театре работает сильный актерский коллектив: 1 засл. артист РФ, 4 народных артиста РТ, 9 засл. артистов РТ.
С приходом в Альмет. театр в 2005 директора Ф. Исмагиловой был осуществлен капитальный ремонт здания (на средства «Татнефти»), появились спектакли новой совр. эстетики, завоевавшие признание на фестивальных и конкурсных показах. Среди них спектакли: «Ашик Кериб» по произведению М. Лермонтова (реж. И. Сакаев, С.‑Петербург) – на фестивале молодой режиссуры «Ремесло» (2010) в номинации «Лучший спектакль», междунар. фестивале «Науруз» (2011), удостоен респ. театр. премии «Тантана» (2012, Казань); «Ромео и Джульетта» по пьесе У. Шекспира – на 12-м театр. фестивале малых городов России (2014) в номинации «Лучший спектакль», был сыгран в Москве в рамках программы «Маска плюс»; 1-й татар. вербатим «Невыдуманные истории» – лауреат респ. театр. премии «Триумф» (2015) в номинации «Актерский ансамбль»»; «Эзоп» – обладатель диплома «За вклад в популяризацию современного театра на национальном языке» III международного фестиваля «Театральная гавань» (Новороссийск, 2021), «Җил артыннан» («Бегущий за ветром») по роману Х.Хоссейни – лауреат в номинации «Лучший спектакль большой формы» XIX фестиваля театров малых городов, (Нижний Тагил, 2022), театральной премии «Тантана» (Казань, 2022), IV межнационального театрального фестиваля «Сообщение» (Кудымкар, 2022). В 2017 театр впервые выехал на 4-й междунар. фестиваль «MITEM» (г. Будапешт) с пьесой «Ашик Кериб». Большим достижением в истории Альмет. театра стали награды (в 4-х номинациях) рос. нац. театр. фестиваля «Золотая маска» (2018, Москва), «Золотая Ника» XХII международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» за спектакль «Эзоп» (2021). Театр приобрел широкую известность в РФ, гастролировал в респ. Дагестан, Башкортостан, в Челябинской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской обл., в Москве, Ижевске, Йошкар-Оле, Саранске, Димитровграде.
В наст. время А. т. д. т. – один из ведущих театров республики, неуклонно расширяет творческие горизонты своей деятельности. Лауреат Гос. премии ТАССР им. Г. Тукая (1979), премии РТ им. М. Джалиля (2011).
Директора: К. Халяпов (1945–51), Ш. Габдрахманов (1948–59), Ф. Утяев (1959–63), М. Шайхетдинова (1964–67), Ф. Хаматдинов (1968–79), М. Атнагулов (1979–81), Р. Фатыхов (1983–86), Р. Валиуллин (1987–95), Т. Халитова (1995–2002), Ф. Шигапов (2002–05), Ф. Исмагилова (с 2005).
Лит.: Гимранова Д. Альметьевский татарский драматический театр // Татарская энциклопедия. Т. 1. К., 2002; Әлмәт татар дәүләт театры // Татар совет театры. К., 1975; Әлмәт татар дәүләт драма театры. Төзүчеләр: Д. Гыймранова, Ә. Таһирова һ. б. К., 2014; Хабутдинова М. Исповедь пульсирующего сердца // Сәхнә. 2016. № 1; шул ук. Җаныңның ваклыгын сылтама заманга // Сәхнә. 2016. № 12.
Л. М. Минаева