Русское Сиренькино

РУССКОЕ СИРЕНЬКИНО, , в 45 км к З. от Альметьевска. До 1889 называлась Большой Сосновый Багряж.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Входит в Сиренькинское сельское поселение. В 1811–16 входила в Ерсубайкинскую (с 1834 Ново-Еланскую, с 1851 Нижне-Абдуловскую), с 1860 – ​снова в Ерсубайкинскую) волость. С 1924 в составе Кузайкинской волости Челнинского кантона ТАССР. В ходе районирования в 1930 вошла в состав Чувашско-Сиренькинского (с 1940 – ​Багряж-Никольского) сельского совета Акташского района. С 1959 – ​в составе Альмет. р-на, с 1963 – ​в Кительгинском (с 1986 – ​в Сиренькинском) сельсовете. С 2005 – ​совр. положение.
ОСНОВАНА в нач. 1740-х гг. крестьянами, переведенными из с. Багряж-Никольское.
НАСЕЛЕНИЕ: по сословию являлись государст­вен­ными крестьянами. до 1920 – ​мордва (мокша) и чуваши, с 1920 – ​русские.
Числ. населения (чел.): в 1782 – 83, в 1795 – 99, в 1816 – 126, в 1834 – 174, в 1841 – 160 (21 двор), в 1854 – 187, в 1858 – 204, в 1870 – 230, в 1884 – 318, в 1896 – 409, в 1905 – 450, в 1912 – 544, в 1920 – 525, в 1926 – 347, в 1930 – 348 (81 двор), в 1979 – 83 (21 хоз-во), в 1989 – 8, в 2002 – 112, в 2010 – 105, в 2015 – 115 (36 дворов).



Окрестности деревни. Июль 2016 г. Фото Э. Харрасовой

ИСТОРИЯ. ЭКОНОМИКА. Основными занятия­ми населения были земледелие и скот-во. Издавна жители состояли в большой общине, включавшей также 3 чуваш. дд. Чувашское Сиренькино, Ерсубайкино, Клементейкино, именовавшейся Ерсубайкинским сельским обществом, затем Клементейкинским. В 1898 из него выделилось Большое Сосновское сельское общество, в к-рое вошла вместе с д. Сиренькино (ныне с. Чувашское Сиренькино).
Во время столыпинской реформы в частную собст­венность было укреплено 33 надела чересполосно (123,09 дес.). Землю не покупали. 15 жителей арендовали 32,64 дес., 15 – сдавали в аренду 54,38 дес.



В 1912 крестьяне засевали 430,34 дес. (ржи – ​153,95; овса – ​167,78; полбы – ​35,92; гречихи – ​26,19; гороха – ​13,4; проса – ​12,91; пшеницы – ​4,86; прочих хлебов – ​0,18; картофеля – ​5,05 и конопли 10,1 дес.).



В нач. 20 в. в деревне середняки (4–10 дес. посева) составляли 64%, бедняки – ​31%, зажиточные – 5%. В 1908 из 76 дворов 2 было беспосевных.
Живот-во носило потребительский характер. Имелось скота (головы): в 1841 – 40 лошадей, 20 коров, 100 овец, 50 коз, 70 свиней, 40 ульев; в 1884 – 102 лошади, 109 коров, 376 овец, 199 свиней; в 1912 – 123 лошади.
К 1841 при селении имелась водяная мельница. В нач. 20 в. был хлебозапасный магазин.
В 1884 отмечены мастер-тележник, по 2 плотника и пильщика. В 1896 часть крестьян возила хлеб в г. Чис­тополь. В 1912 занимались промыслами 17 дворов.
В результате революций 1917 г. была установлена советская власть. Вслед за этим началась Гражданская война, частью к-рых являлось «вилочное» восстание, в к-ром активно участвовали братья Павловы, Василий Жужуков, Макар Максимов, Тихонов (отец Андрея и Михаила), Никита Емельянович Воронин, Роман Дементьевич Храмков, последние двое были репрессированы (см. Репрессии) в нач. 1940-х гг. Во время восстания был убит местный большевик Еремей (Ерма). Идеи большевиков не были популярны в селе, большая часть жителей придерживалась под влиянием учителя Шабанова кадетских взглядов.
Тяжелым испытанием явился голод 1921 г. Решение трудной проблемы захоронения множества трупов организовал учитель Кузьма.
В годы НЭПа в деревне появилось много крепких хоз-в. Неск. из них объединилось для торговли медом: Петр Максимович Максимов собранную продукцию возил в медовую лавку в г. Самара. Тимофеевы, Ивано­вы, Храмковы стали крупными арендаторами земли, имели большое стадо. Наиб. зажиточными стали Фа­совы, к-рые открыли собств. магазин. В нач. 1970-х гг. разбиравшая их дом группа людей под рук. Льва Храмкова обнаружила, очевидно, спрятанные хозяе­вами в период раскулачивания неск. десятков тюков ткани и золото.
В период массовой коллективизации, 8 марта 1931 в деревне был организован колхоз им. Ворошилова. Одним из первых в него вступил Егор Максимов (последний сельский староста и первый предс. сельсовета), добровольно отдавший свое имущество колхозу. Коллективизация шла трудно. Колхоз отличался час­той сменяемостью председателей (4 – ​за 1931) и бригадиров (3 – ​за 1931), числился в числе отстающих по выполнению гос. заданий, вместе с тем сохранялись крепкие личные подсобные хоз-ва.
Из 82 хоз-в колхозников только 6 были бескоровными. При этом в колхозе состояла, по определению проверяющих из районной администрации, целая группа «классово чуждых элементов, детей и родст­венников бывших кулаков и белогвардейцев». Среди них были названы: Александр Слобожанин (зав. мельницей, конфискованной у его отца), Михаил и Андрей Тихоновы (сыновья раскулаченного), Роман Дементьевич Храмков, Пелагея Иванова (жена рас­стрелянного белогвардейца и коменданта штаба вилочников), ее свекр (бывш. волостной судья),? Иванов и его сыновья Петр и Федор. В этот период были раскулачены 12 семей.
В 1930-е гг. колхоз имел свой трактор, 2 грузовые машины (полуторки). Первыми шоферами были Иван Сосунов, Василий Семенов, трактористом – ​Макар Макаров.
В годы войны в деревне для всей округи работала водяная мельница. Сюда свозилось зерно из соседних мест, так как имелось большое зернохранилище.



В ходе кампании укрупнения коллективных хоз-в, 15 июля 1950, колхоз присоединен к колхозу им. Сталина (Чуваш. Сиренькино) Ерсубайкинского сельсовета.
Предс. колхоза: в 1931 – ​Макаров, В. И. Герасимов (снят с работы за растрату колхоз. денег), Диянов (снят с работы за присвоение конфискованного имущества), в 1931–35 – ​Иван Тимофеев (в 1931 снят с работы как сын раскулаченного и вновь после небольшого перерыва переизбран колхозниками), в 1936 – ​М. Шабанов, в 1937–38, 1940, 1942 – ​Яков Алек­сандрович Бухаров, в 1941 – ​Евгений Семенович Семенов, в 1944 – ​Тимофей Александрович Шабанов, в 1945 – ​Николай Фео­фанович Феофанов.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА. В 1854 в деревне имелись 2 часовни. В 1888 была построена церковь на средства прихожан при материальной поддержке купца И. Г. Стахеева (200 р.), Уфимского городского головы Ф. Е. Чижова (1100 р.), Уфимского миссионерского к-та (200 р.), неизвестной уфимской благотворительницы (возможно, Е. П. Ляховой, 500 р.). Сосновые бревна для нее были привезены из п. Венера (ныне не существует, находился на терр. совр. Заинского района). Елабужская Покровская церковь по просьбе Стахеева пожертвовала готовый иконостас (привезен в апр. 1889), Уфимский миссионерский к-т в 1889 подарил храму икону Божией Матери в серебряной раме, ризы, епит­рахили, поручи, шелковую малинового цвета завесу для царских врат и др. церковную утварь. 24.9.1889 церковь была освящена во имя Святого Архистратига Божия Михаила (Михайло-Архангельская церковь).



На этом месте находилась церковь. Июль 2016 г. Фото Э. Харрасовой

Стр-во церкви повлияло на переименование селения: а именно благодаря Григорию Стахееву, обратившемуся в Синод по поводу открытия церкви в Сосновом Багряже. При решении вопроса Синод обнаружил, что Стахеев строит церковь еще в одном Багряже (около Заинска). Чтобы не путать эти 2 нас. пункта епископ Дионисий издал резолюцию: Сосновый Багряж именовать село Сиренькино, в то время как Чуваш. Сиренькино писали, как Сиренькино. По нек-рым данным в 1912 в селе была построена церковь (возможно, часовня), к-рая была разрушена в 1922. В ней служил священник Петр Ильичев.
Священники: в 1886–91 – ​Петр Вас. Евладов (удос­тоен церковной награды за труды по устройству храма),в  1891–1896 – ​Андрей Кондаранцев, в 1897–98 – ​Николай Лавров, в 1899–1904 – ​Владимир Котельников, в 1904–05 – ​Николай Теплов, в 1905 – ​Лев Павлов, Иоанн Смирнов, в 1906–14 – ​Николай Константинович Навалихин, в 1914–17 – ​Петр Федор. Ильичев, после 1917 – ​Журавлев.
Псаломщики: до 4.8.1899 – ​Александр Алфеев, в 1899–1906 – ​Димитрий Рождественский, в 1906–12 – ​Платон С. Белов, с 29.10.1912 – ​Петр Афанасьев.
Церковные старосты: в 1889–92 – ​Фома Петров, в 1892–95 – ​Капитон Красильников, ?–?, в 1907–16 – ​Симеон Аполлонович Бухаров.
В нояб. 1891 в церковной сторожке была открыта церковно-приходская школа, с 1908 размещалась в арендованной крестьянской избе. В 1908/09 учебном году ее посещали 23 маль­чика и 6 девочек из мордвы и 6 чуваш. мальчиков. В 1890-е гг. учителем был псаломщик А. Алфеев.
В годы Гражданской войны с церкви были сброшены колокола, в 1930-е гг. ее закрыли, в сер. 1953 здание разобрали, из бревен построили школу в с. Чуваш. Сиренькино.



На этом месте располагалась школа. Июль 2016 г. Фото Э. Харрасовой

В 1930-е гг. в селе действовали 4-летняя школа, клуб и сезонные детские ясли. Клуб располагался в доме Максимова; пожарная часть, правление колхоза и сельсовет – ​тоже в домах раскулаченных.
Среди народных умельцев выделялась семья Сударевых, к-рые мастерили сани, мебель. До 1960-х гг. работал медпункт.
Газовое отопление жилых домов началось в 1989.
С сер. 1950-х гг. мн. жители села связали свою трудовую биографию с нефт. и др. отраслями пром-сти. Среди них засл. работник Мин-ва топлива и энергетики РФ (1993) – ​Анатолий Дмитриевич Максимов (р. 1.6.1955, начальник участка НГДУ «Ямашнефть»); почетные нефтяники АО «Татнефть»: в 1986 – ​Николай Моисеевич Шабанов (р. 10.8.1947, моторист Альмет. управ-ния буровых работ; в 1991 – ​Сергей Алексеевич Лизунов (р. 27.10.1936, пом. директора по хоз. части Цент­ра подготовки кадров – ​«Татнефть»); в 1993 – ​Сергей Михайлович Шабанов (р. 7.9.1938, машинист цементировочного агрегата).
Высоких успехов в военной службе достигли сыновья Алексея Бухарова, почти все дослужились до генеральского звания, участвовали в Великой Отечест­венной войне. Один из них служил гл. прокурором в Калининградской обл. Дмитрий Петрович Максимов был награжден орденом Красной Звезды.
Предс. сельсовета: в 1930 – ​Егор Максимов.



У сельского кладбища. Июль 2016 г. Фото Э. Харрасовой

ТОПОНИМЫ.
Улицы: Курмышка (не сохранилась);
Площадь (рас­положена на ровной площади, на ней есть могилы свя­щенника и коммуниста, убитого во время «вилочного» вос­стания, а также на краю улицы – ​братская могила умер­ших во время голода и эпидемий в 1921);
Цент­ральная улица (называют Верх. и Ниж. концы).
Родники: Святой (вода считалась целебной для излечения глазных болезней, ревматизма), был популярным местом паломничества.
Овраги: Антипкин,
Дегтярный (там гнали деготь в колхоз. период, продавали соседним селам);
Левкин овраг (раньше по нему протекал ручей);
Тридцать три ключа.
Малаева гора – ​жили Малаевы (зажиточные),
Кошава гора,
Мельничная гора (напротив мельницы).
Окрестности: Мочище (торфяные болота),
Крепость «Волчий городок» (местность, окруженная ва­ла­ми; пугали, что там живут волки или прячутся бан­ды),
Катина Ножка (береговая коса у мохового болота),
Колмозырь.
Исчезнувшие объекты: Татарская мельница,
Клементейкинская мельница;
Будка (в ней жил сторож леса).
И.Р. Габдуллин, А.Г. Галлямова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии