Абрамовка

АБРАМОВКА, деревня на р. Каратай, в 24 км к Ю. от Альметьевска. Неофиц. название Кязябаш (от татар. «кизляу башы» – ​«начало родника»). С 1959 является частью с. Васильевка.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Входит в Васильевское сельское поселение. С момента основания входила в Ново-Письмянскую волость Бугульминского уезда Оренбургской, Самарской (с 1850) губ., с 1863 – ​в Альметьевскую, с 1867 – ​в Мордовско-Ивановскую волость, со времени образования ТАССР в 1920 вошла в Карабашскую, с 1924 – ​в Абдрахмановскую волость Бугульминского кантона ТАССР. В процессе районирования, с 1930 вошло в сельский совет Альметьевского, с 1935 – ​Ново-Письмянского (с 1955 Лениногорского) р-на, с 1959 утратило статус самостоятельного нас. пункта, став ул. Абрамовской с. Васильевка, а жители продолжают считать себя абрамовскими.
ОСНОВАНА в кон. 18 в., по преданию, отставным солдатом из мусульманской д. Бисеп Мензелинского уезда, принявшим во время службы христианство и нареченным Абрамом Петровым. За это он и его родст­венники решением схода жителей были выселены. В 1807 к ним переселились и крещеные татары из д. Рисиповки-Ляки того же уезда.



Генеалогическое древо основателя деревни Абрамова. Из экспозиции школьного музея. Октябрь 2016 г.

НАСЕЛЕНИЕ. В 19 в. население состояло из крес­тьян государственных. Крещеные (см. Восточно-закамские кряшены) татары.
Числ. населения (чел.): в 1795 (1807?) – 92 (14 дворов), 1834 – 159, в 1841 – 161, в 1889 – 395 (55 дворов), 1896 – 361, в 1897 – 397 (71 двор), в 1910 – 444 (74 двора), в 1916 – 445 (82 двора), в 1919 – 535, в 1930 – 460 (83 двора).
ИСТОРИЯ. ЭКОНОМИКА. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА. Основными занятиями населения до сер. 20 в. были земледелие и скот-во.
К нач. 1840-х гг. в землепользовании крестьян имелось земли (дес.): 90 – ​усадьба, 100 – ​пашня, 103 – ​сенокос, 30 – ​лес; пл. посевов составила: 354,8 дес. (169,38 – ​ржи; 8,4 – ​яровой пшеницы; 68,69 – ​овса; 42,6 – ​гречихи; 22,73 – ​проса; 26,9 – ​полбы; 7,35 – ​гороха; 6,95 – ​чечевицы; 1,05 – ​картофеля; 0,55 – ​льна), в 1916 – 459,33 дес. (252 – ​озимой ржи; 98,66 – ​гречихи; 62,66 – ​овса; 16 – ​полбы; 13,33 – ​гороха; 8 – ​проса; 6,66 – ​яровой пшеницы; 2 – ​чечевицы). Земля обрабатывалась следующими орудиями: 29 многолемешными плугами и 16 сохами. В хоз-вах было 10 веялок.
Имелся скот (головы): нач. 1840-х гг. – ​до 50 лошадей, 20 коров, 100 овец, 10 коз, 50 ульев; 1916 – 117 лошадей, 168 коров, 505 овец, 17 коз. 7 хоз-в не имели скота, в 12 хоз-вах не было лошадей, в 14 – ​коров.
В 1889 имелась водяная мельница, в 1896 действовала бакалейная лавка.
Крестьяне деревни и Васильевки образовывали одно сельское хоз-во.
В результате революций 1917 в деревне была провозглашена советская власть. В 1918 был образован к-т бедноты, под него был занят самый богатый 2-этажный дом Никиты Григорьева, купца 2-й гильдии, к-рый построил его в 1910. В годы Гражданской войны деревня оказалась в зоне военных действий с переходом власти от Кр. армии к Белой и обратно. И та, и другая провели в деревне контрибуцию лошадьми и продовольствием. Жители села приняли активное участие в «вилочном» восстании, особенно ярко проявились Григорьевы во главе с Никитой (Насып бай), что позднее породило офиц. полит. формулировку «Григорьевщина», а также секр. Васильевского сельсовета Миннехан Ханипов.
В период массовой коллективизации 1 марта 1931 жи­тели организовали колхоз «Парижская Коммуна». Пер­выми в него вступили активисты: учитель Ураз­гиль­дин, Ульяна Григорьева, Минсылу Архипова, Ма­рия Матвеева, Пелагея Григорьева, Василиса Иванова.
Под процесс раскулачивания попали Никита Григорьев, его сын Николай, Степан Григорьев, Анна Филипповна Григорьева, Анна Егоровна Григорьева, Елена Григорьева, Сергей Чернов. У Никиты Григорьева конфисковали 5 лошадей, 50 дес. земли, 6 коров, 20 овец. В его доме на 1-м этаже был расположен колх. сепаратор, на 2-м – ​правление колхоза. У Николая Григорьева (в деревне его называли Смак бай) конфисковали 5 лошадей, 3 коровы, магазин. После раскулачивания он переехал в г. Елабуга. Не желая вступить в колхоз, 7–8 семей переехали в Узбекистан. За агитацию против советской власти репрессии подвергся Петр Кузьмин. Его отправили в Магнитогорск (не вернулся).



Дом с хозяйственной постройкой (нач. 20 в.). Октябрь 2018. Фото Э. Харрасовой

В 1930-е гг. колхоз обслуживала Зай-Каратаевская МТС Ново-Письмянского р-на. Первыми тракторис­тами работали Валиулла Гареевич Гареев (1913–1982, бригадир), Гурий Васильевич Васильев, Степан Гурьевич Васильев, Николай Чернов, Ахмадулла Ахметзянович Бакиев (1913 г.р., механик).
Передовики среди первых колхозников: Залиахмет Якупов (заведовал конюшней, систематически перевыполнял норму выработки на пахоте, был 5 раз премирован, участвовал в слете ударников ­ТАССР); трактористка Клавдия Трофимова, доярки Мария Жандарова и Анастасия Васильева, кузнец Курбангали Ахметзянович Бакеев (1917 г.р.).
Было развито пчел-во. Особенно хорошо разбирался в нем и имел самую большую пасеку Данил Порфирьевич Брагин (1918 г.р.).
В годы Великой Отечественной войны на фронт было призвано 83 чел., из к-рых 36 погибли. Мн. женщины стали трактористками: Минзиян Биктимирова, Анфиса Васильева, Анна и Варвара Бакиевы, Анастасия и София Петровы, Анастасия Матвеева, Домна Кузьмина, Анастасия и Пелагея Григорьевы, Анастасия Гареева, Александра Леонтьева, Анастасия Яковлева. По «закону о 5 колосках» были осуждены Татьяна Сергеевна Матвеева, Егор Леонтьев, бригадир Степанида Ивановна Григорьева.
Соц.-бытовые проблемы в деревне решали народные умельцы. Валенки искусно катали Николай Васильевич Васильев (1880–1966), Валиулла Гареевич Гареев (1913 г.р.), Григорий Тимофеевич Матвеев. Строили дома, столярничали Иван Сергеевич Агапов, Макар Михайлов, Гурий Николаевич Васильев (1903 г.р., плотник, столяр). Виртуозным столяром был от рождения немой Нагимулла Ахметзянов: большим спросом пользовались сделанные им скамейки, столы, стулья, детские игрушки. Ефрем Николаевич Егоров (1915–1989) и Филипп Иванович Шкаев (1918–1989) были признанными печниками.
До войны и в первое послевоенное десятилетие в каж­дом доме имелся ткацкий станок. Все женщины умело ткали; вязали носки, варежки. Среди всех выделялась Анастасия Васильева (шила верхнюю одежду, фуфайки, телогрейки, пальто). Известным шорником был Егор Михайлович Фадеев (1903 г.р. из Васильевки).



В 1949 в рамках кампании укрупнения колхозов «Парижская Коммуна» вошла в состав колхоза им. Калинина (центр – ​с. Васильевка).
Предс. колхоза: 1931 – ​Степанов; 1931–41 – ​Петр Егорович Егоров, 1942 – ​Семен Конунович Алексеев, 1942–45 – ​Никита Трофимович Николаев,1946–50 – ​Аркадий Гаврилович Касымов.
В сер. 20 в. с развитием нефт. пром-сти и урбанизацией Ю.-в. ТАССР мн. жители стали нефтяниками и овладели разными профессиями. В их числе: кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1986), «Знак Почета» (1977), почетный нефтяник Мин-ва нефт. пром-сти СССР Давид Сафиуллович Хамитов (1.2.1932–1995); почетый нефтяник АО «Татнефть» (1993) Юрий Марсович Биктимиров (15.7.1956 г.р.); повар Хаят Миннегареевна Кузнецова-Гараева.



Улица Абрамовская с. Васильевка. Октябрь 2018. Фото Э. Харрасовой.

КУЛЬТУРА. В досоветский период культура в деревне, в осн., определялась религ. сознанием. Оно имело сложную историю, одним из важных этапов к-рой был процесс движения крещеных татар по возвращению в ислам. В 1880, 1889 жители обратились к властям с ходатайством о переходе в ислам, к-рое осталось неудовлетворенным. Инициаторами обращений были Николай Лукьянов и его сын Филипп. В этот период в офиц. док-тах отмечалось, что жители деревни «отстали от церкви, детей своих крестить многие не стали, новорожденных детей называли татарскими именами, для чего приглашали к себе … мулл, умерших хоронили … по татарскому обычаю, без гробов, держали уразу, Филиппа Николаева избрали себе в муллы». Лишь с построением церкви в с. Васильевка жители постепенно христианизировались. Активную роль в этом сыграл священник Михаил Лобанов (из крещеных татар).
В 1896 открылась миссионерская школа с 3-летним сроком обучения. Сначала родители не хотели пускать своих детей, и в первую зиму удалось набрать лишь с десяток учеников. В 1898 занималось уже 50 детей, в 1904 школа была закрыта из-за недостатка средств. В 1908 открыта церковно-приходская школа, где преподавали Федор Александров (с 1908 по 1914), Сергей Никифорович Смолькин (из д. Тихоновка) (с 1912 по 1914) В 1917 была образована советская начальная школа, к-рая проработала до 1972. В 1930-е гг. она находилась в доме раскулаченного Григорьева. Учителями в школе работали: в 1929 – Самат Габдулхакович Каримов (из с. Бишмунча), Прасковья Трофимова, Зоя Кирилловна, супруги Уразгельдины, с 1934 – Риза Гилязов и Егор Сергеевич Матвеев, Нажия Каримовна (?), Ахметзянов (из с. Зай-Каратай).
Информант: Гульфия Ингелевна Аглиуллина
И. Р. Габдуллин, А.Г. Галлямова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии