Юсупкино

ЮСУПКИНО (до 1895 г. называлось Малыклы, со строительством Троицкой церкви стало называться и Троицкое), исчезнувшее к началу 1980-х гг. село, располагалось в долине р. Кичуй на Екатерининском тракте (ныне по автотрассе Казань ‒ Оренбург). Название селения, видимо, связано с именем одного из первых жителей ‒ служилого татарина Юсупа Сулаева (1700 г.р.).
ОСНОВАНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЕ
ИСТОРИЯ. ЭКОНОМИКА
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА
КУЛЬТУРА
ВЫХОДЦЫ СЕЛА
РУКОВОДИТЕЛИ СЕЛА
ТОПОНИМЫ
ОСНОВАНО на рубеже XVII–XVIII вв. переселенцами из д. Убеево Симбирского уезда.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. После крестьянских реформ 1860-х являлось центром Троицко-Юсупкинской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии.
В 1920-е входило в Кузайкинскую волость Челнинского кантона, в ходе районирования в 1930 г. стало центром одноименного сельского совета (в который вошла и д. Иванаевка) Акташского района, в 1940 г. вошло в Кузайкинский сельсовет, с 1946 г. ‒ в Ямашинском, с 1953 г.– в Акташском районе, с 1959 г. ‒ в Новотроицком, с 1966 г. - в Борискинском сельсовете
Альметьевского района.



Екатерининский тракт. Август 2016 г. Фото Э. Харрасовой

НАСЕЛЕНИЕ. До 1740-1750-х гг. служилые татары и мурзы, среди которых представлены известные татарские княжеские фамилии Тинибяковы (Тембяковы), Бурнашевы, Карачурины, Кочкаровы, Корсаковы, а также Житновы, Копкунаевы, Беляковы, Акманаевы, Крымовы, Уржеевы, Мрясевы. С середины ХVIII в. – помещичьи крестьяне.
Первая треть ХVIII в. – татары (мусульмане), 1740-1750-е гг. – татары-кряшены, с середины ХVIII в. – русские.
Численность: 1747 г. – 72 мужчин, 1782 г. – 58 мужчин, 1782 г. ‒ 47 мужчин и 65 женщин; 1795 г. – 42 чел., 1816 г. – 246 чел. (37 дворов), 1858 г. – 171 чел., 1870 г. – 226 чел. (28 дворов), 1884 г. – 199 чел. (36 дворов), 1896 г. – 258 чел. (46 дворов), 1905 г. – 307 чел., 1912 г. ‒ 314 чел. (48 дворов), 1930 г. – 279 чел., 1939 г. – 70 дворов, конец 1970-х гг. – 10–15 домов. Последними в конце 1980-х гг. уехали Степан Куприянович Князев и Михаил Григорьевич Клюканов. В 2015 г. – 2 семьи (проживают только в летний период, как дачники).
ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА. В 1-й трети ХVIII в. первые жители селения в результате прокатившихся по здешней территории татаро–башкирских восстаний, предположительно, покинули эти места. Затем сюда, по всей вероятности, прибыла новая группа жителей, поскольку ко времени II-й ревизии 1747 селение учитывалось как «новопоселенная». В материалах ревизии они обозначены как «государственные служилые», приписанные «к корабельным работам» татары, переселившиеся из деревень Симбирского уезда: Бызны (1 семья), Старый Студенец (1), Старые Какерли (1), Диван (Дуван) (1), Ст. Ишеево (1); деревень Казанского уезда: Долгий остров (3), Новые Тинчали (5), Старые Тиганы (3), Сухие Курнели (4), Романово (1), Андреевка (1), Тимашево (1), деревень Курмышского уезда: Ишеево (2), Маклаково (1).
В 1748 г. жители села вместе с татарами-мусульманами соседних деревень приняли участие в движении против экономического притеснения мусульман и насильственной христианизации. Среди активистов были Беккул Бикаев (1713 г.р.), Кадык Тинеев (1690 г.р.), Юнус Едигеров (1685 г.р.), Фадей Минеев. Власти Казани приговорили их к смертной казни, которая была отменена в связи с согласием осужденных принять христианство. В селении, как и по всей округе, участвовавшей в подготовке к вооруженному выступлению, были определены на постой воинские команды, а также, очевидно, и миссионеры из Новокрещенской конторы, в результате деятельности которых жители села вместе с жителями с. Добромыш были подвержены насильственному крещению.
В 1750–1760-е гг. земля перешла к Анне Савиновне Исаковой (жена подполковника). В 1755 г. житель селения служилый новокрещен Семен Степанов продал ей 50 четвертей (четверть – старинная мера пахотной площади). В 1756–1764 гг. Исаковы совершили еще 5 сделок и приобрели еще 620 четвертей (310 десятин) земли. А.С. Исакова перевела сюда русских крепостных крестьян, выстроила церковь, помещичью усадьбу.



Церковь Троицы Живоначальной. Август 2016 г. Фото Э. Харрасовой

А крещеные татары селения в 1760-е гг. стали переходить на жительство в Нижнее Абдулово, Старый Багряж-Елхово (ныне Елхово) и другие населенные пункты. С середины ХVIII в. Юсупкино стало русским селом.
В 1783 г. после смерти А. Исаковой поместье досталось племяннику, капитану артиллерии Ивану Яковлевичу Блудову. Часть крепостных (18 муж. и 24 жен.) он перевел в свое с. Новотроицкое. Остальных крестьян со всей землей 11.3.1784 г. он продал Наталье (?Настасье) Федоровне Папав. После ее смерти село досталось ее супругу статскому советнику Александру Васильевичу Папаву (фамилия часто в документах записывалась как Попов), который в 1806 г. перевел сюда несколько семей крестьян из других принадлежавших ему селений. Крепостные, по завещанию Н.Ф. Папав, достались детям. По разделу, состоявшемуся в 1809 г., сыну Николаю принадлежало 19 мужчин (6 дворов), дочери Елизавете – 17 мужчин (6 дворов), дочери Анне – 16 мужчин (4 двора), дочери Марье – 17 мужчин (6 дворов). В это время имелся деревянный господский дом и на р. Кичуй стояла мукомольная двухпоставная мельница.
Примерно в конце 1830-х гг. поместье Н.А. Папава перешло к разным лицам. В нач. 1840-х земли и крепостные крестьяне находились у титулярной советницы Екатерины Александровны Крейзель и у статской советницы Сергеевой, в 1858 г. – помещице, подпоручице Софье Егоровне Аристовой и наследникам статского советника Петра Сергеевича Сергеева: вдове Надежде Ивановне и сыну Ивану.
В 1862 г., после отмены крепостного права, крестьяне села подписали уставные грамоты о своем освобождении со своими 3 помещиками – С. Аристовой, Надеждой и Иваном Сергеевыми и капитаншей Юлией Ромбах. За уплату выкупных платежей бывшие крепостные получили у Сергеева на 30 душ – 45 дес. удобной земли, у Кесслер (ранее Аристовой) на 25 душ – 113 дес., Ромбах на 27 душ – 104 дес.



Надгробие на месте захоронения Надежды Сергеевой, дочери местного землевладельца и дворянина Владимира Петровича Сергеева, умершей от скарлатины. Август 2016 г. Фото Э. Харрасовой

В пореформенный период это небольшое, слабо развивавшееся село являлось центром правления Троицкой волости, который в конце XIX в. перенесли в с. Кузайкино. Вместе с жителями д. Иванаевка юсупкинцы составляли единое сельскохозяйственное Троицкое общество.
В начале ХХ в. в селе имелась бакалейная лавка, рядом работала водяная мельница (1905), был хлебозапасный магазин, где зерно на случай неурожая бывшие крепостные разных господ хранили отдельно. С января 1911 г. жители села получили от казны 433 пуда хлеба.
Земля располагалась по северным и юго-восточным склонам на левом берегу р. Кичуй и близ р. Малыклы, на ней было 2 с каждым годом увеличивающихся оврага. Владения крестьян были стиснуты землями помещиков и соседних селений (Кузайкино и др.). В 1912 г. землевладение крестьян составляло 262 дес. удобной земли (усадьбы 7,65, пашни 216,35, сенокос 38 дес.). Из-за острой нехватки угодий почти все домохозяева в составе товарищества купили еще 167 дес. земли. Кроме того, 10 жителей арендовали у крестьян и помещиков 11,07 дес., а трое сдавали в аренду 4,55 дес. В 1912 г. 2 домохозяина имели 2–3 дес., 7 домохозяйств – по 3–5 дес., 30 – по 5–10 дес., 7 – по 10–15 дес., 2 – по 20–30 дес. Посевные площади в 1912 г. составляли: 199,28 дес. (овса 100,66, ржи 72,52, гречи 17,71, проса 1,32, гороха 0,18, прочих хлебов 0,46 дес., картофеля 2,57, конопли 2,34, льна 1,52 дес.). Бедных хозяйств (без посева и с посевом до 4 дес.) насчитывалось 25, середняцких (4–10 дес. посева) – 22, зажиточных (свыше 10 дес.) – 1 хозяйство.
Имелось скота (голов): в 1884 г. 83 лошадей, 70 коров, 202 овец, 80 свиней, 1 коза; в 1912 г. – 70 лошадей, 84 коров, 339 овец, 72 свиней. В 1912 г. было 5 безлошадных и 9 бескоровных дворов.
В поисках заработков крестьяне нанимались в окрестные имения. Были развиты промыслы: извоз, изготовление саней и дровней. В начале ХХ в. в селе имелось 3 улицы: Старая, Попова, Большая дорога. Имелась бакалейная лавка Алексея Тимофеевича Ключникова.
В результате революций 1917 г. установилась советская власть, вскоре развернулась Гражданская война, частью которой было вилочное восстание. В нем активно участвовали Кузьма Ананьевич Аксенов (командир отряда), Дмитрий Андреевич Балтаев (комендант штаба повстанцев), Алексей Тимофеевич Ключников, Ананий Ионович Фокеев (командир роты повстанцев), Филипп Демьянович Горбунов (священник). Все они позднее были обвинены в антиколхозной деятельности и попали под репрессии.
В процессе массовой коллективизации, 6 апреля 1931 г., в селе организован колхоз им. Ворошилова, в который первоначально вошли 27 хозяйств с населением 136 человек. В кампании раскулачивания пострадали Александр Куприянович Князев, Лукьяновы, Богдановы (Алексей ‒ глава семейства), Ивановы (Карп Иванович – глава). В ходе массовых репрессий были осуждены Иван Карпович Иванов, Егор Калинович Князев, Иван Куприянович Князев, Яков Ионович Фокеев.
Колхоз им. Ворошилова был крепким хозяйством, правление которого долгие годы находилось в конфискованном доме Богданова. Имелись добротные хозяйственные постройки, фермы с разными видами скота и птицы. Колхозную пасеку составляли не менее 100 пчелосемей.
В годы Великой Отечественной войны на фронт были мобилизованы не менее 60 человек, большинство погибли.
Передовиками колхозного производства были доярка Елизавета Дмитриевна Аксенова, конюх Егор Савельевич Савельев (сам же ремонтировал сбруи), птичница Афанасия Филимоновна Клюканова (1888 г.р.), пасечники Сергей Ксенофонтович Кириллов (1870 г. р.) и Константин Феоктистов, кузнец Григорий Филимонович Ерастов (1912 г. р., после войны стал комбайнером), бригадир Иван Васильевич Аксенов (участник войны). Заметный вклад в развитие общественного хозяйства внесли Князевы, Ивановы, Смирновы, Чикрыжовы.



Один из последних домов села. Август 2016 г. Фото Э. Харрасовой

Бытовые проблемы жителей села решали свои умельцы. Федор Калистратов катал валенки; Григорий Ерастов шил хромовые сапоги, хорошо знал технику и работал по металлу; Иван Матвеев шил верхнюю одежду; братья Зазвоновы были шорниками, а также могли класть печи.
Председатели колхоза: 1931–1936, 1946–1949 гг. – Андрей Васильевич Иванов, 1937 г. – Николай Савельевич Савельев, 1938, 1939 гг. – Петр Никитович Перфилов, 1940, 1947, 1948 г. – Дмитрий Егорович Зазвонов,1941 г. – Сергей Кириллов, Михаил Иванович Смирнов, 1942, 1943 гг. – Макар Максимович Федосеев, 1944, 1945 гг. – Антон Феоктистович Феоктистов, 1949 – 1955 гг. – А.И. Кувшинов.



В 1950 г. в ходе кампании массового укрупнения коллективных хозяйств село стало центральной усадьбой колхоза им. Молотова, с присоединением к нему колхоза с этим названием (д. Иванаевка). В 1952 г. он вошел в колхоз «Красный Октябрь» с центром в с. Добромыш.
С конца 1950-х гг. началось отмирание села. Его ускорили несколько пожаров, произошедших в конце 1950-х – начале 1960-х гг.



Общий вид кладбища. Август 2016 г. Фото Э. Харрасовой

С 1991 по 2011 действовало фермерское хоз-во «Юсуп­кино» Николая Григорьевича Ерастова, к-рый спе­циализировался на выращивании зерновых культур.
КУЛЬТУРА. Центром духовной жизни села являлась Троицкая церковь, известная далеко за пределами села. При ней в 1861 было открыто уч-ще, в 1870-е гг. закрыто. В дек. 1881 по инициативе и на средства священника Николая Надеждина вновь открывается школа (в 1884 получает статус церковно-приходской). Вскоре по ходатайству Н. Надеждина ей передали старое здание бывш. казарм, где был создан ночлежный приют (1902–04). С момента открытия школы 19 лет учителем проработал Иван Тиховидов, награжденный серебряной медалью «За усердие». До 1915 работал учителем Н. Григорьев, затем был призван в армию. В советское время начальная школа была открыта в доме раскулаченного священника. Учителями в ней долгое время работали Екатерина Ивановна Иванова, Александра Куприяновна Князева (1909 г.р.). Уроженка села Нина Петровна Закирова (1941 г.р.) долгое время преподавала в Альмет. политехн. техникуме, является отличником Миннефтегазстроя (1979), засл. строителем (1996). В сфере культуры успешно трудился и уроженец села Георгий Иванович Чеганов (1926 г.р.), участник войны (кавалер ордена Отеч. войны 2-й степени), долгие годы проработал киномехаником в с. Кичуй. («Лучший киномеханик ТАССР» в 1964).



У Святого родника Иоана Воителя. Август 2016 г. Фото Э. Харрасовой

ТОПОНИМЫ.
Большая дорога (улица располагалась на Екатерининском тракте).
Попова улица (на ней стоит церковь).
Родник Иоана Воителя.
Духова гора.
Гора Пески.
И.Р.Габдуллин, А.Г. Галлямова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии